Губернатор Приангарья не захотел делиться с мэрами налоговыми доходами.

19 июля 2005

Губернатор Приангарья не захотел делиться с мэрами налоговыми доходами
[18.07.2005 / 12:40]

В распоряжении нашей редакции оказалось постановление губернатора Приангарья Бориса Говорина, в котором он отклонил областной закон "О межбюджетных трансфертах...", устанавливающий принципы межбюджетных отношений в регионе в следующем году. Глава региона посчитал, что ассоциация мэров не имела права вносить в законопроект поправки, а ее глава мэр Иркутска Владимир Якубовский не может выражать волю своих коллег по ассоциации. Владимир Якубовский не согласился с обвинениями в свой адрес. Источники в ЗС считают, что на самом деле господин Говорин не хочет терять финансовый контроль над муниципалитетами Приангарья. Отклоняя законопроект, он выигрывает время до сентября, когда будет решен вопрос с его переназначением, и в случае переназначения на пост губернатора он сможет заставить региональный парламент принять закон "О межбюджетных трансфертах..." в нужном ему виде.
       О жесткой конфронтации между председателем ассоциации муниципальных образований Иркутской области (АМИО) Владимиром Якубовским и областной администрацией по поводу принятия законопроекта "О межбюджетных трансфертах в Иркутской области и нормативах отчислений в местные бюджеты" (сокращенно закон "О межбюджетных трансфертах...") "Ъ" писал в июне. Напомним, что законопроект, на основе которого будет разрабатываться бюджет области 2006 года, должен установить, начиная с 2006 года, межбюджетные отношения области и муниципалитетов, а также нормативы отчислений территориям от региональных налогов. Первоначальный вариант, разработанный в главном финуправлении области (ГФУ), предполагал передачу муниципальным образованиям (МО) только 10% от налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Иркутский мэр и глава АМИО Владимир Якубовский от имени ассоциации предложил с 2006 года передать территориям дополнительно налоговых доходов на 1,117 млрд руб., а фонд финансовой поддержки муниципалитетов (ФФПМО) с 2006 года закрепить на уровне не менее 10% от доходов облбюджета. Законопроект был принят на сессии ЗС 22 июня и был направлен на подписание губернатору области Борису Говорину.
       Вице-спикер и председатель бюджетного комитета ЗС Геннадий Истомин продемонстрировал "Ъ" постановление главы обладминистрации, которое поступило в региональный парламент 11 июля. В документе господин Говорин отклонил областной закон "О межбюджетных трансфертах...". Он подчеркнул, что от передачи налоговых доходов выиграют только восемь территорий-доноров, остальные потеряют существенную часть доходов за счет сокращения ФФПМО, которое произойдет пропорционально переданным налоговым отчислениям. Губернатор обвинил инициатора поправок - Владимира Якубовского в том, что он, "выступая от имени некоммерческой организации АМИО, ввел в заблуждение ЗС области относительно согласованной позиции с главами муниципальных образований области". По имеющимся у губернатора сведениям, 27 глав МО в обсуждении и принятии решения о поправках участия не принимали, а мэры высокодотационных территорий считают подход господина Якубовского к формированию межбюджетных отношений "неверным". Борис Говорин указал, что АМИО не является субъектом законодательной инициативы, соответственно ее поправки депутаты вообще не должны были обсуждать. В заключение постановления, глава обладминистрации предложил ЗС изменить законопроект в соответствии с первоначальными предложениями обладминистрации и оставить МО области только 10% НДФЛ.
       Вчера Геннадий Истомин рассказал "Ъ", что законопроект возвращен на доработку в бюджетный комитет ЗС. На сентябрьской сессии регионального парламента депутатам придется либо согласиться с поправками главы региона, либо преодолеть его вето, для чего необходимо 30 голосов. В последнем случае Борис Говорин будет обязан подписать законопроект в течение 20 дней, после чего он вступит в силу.
       Мэр Владимир Якубовский заявил "Ъ", что "никого (в ЗС - "Ъ") в заблуждение не вводил". Он объяснил, что перед окончательным принятием законопроект поступил в ассоциацию на согласование. И.о. начальника ГФУ Владимир Пашков тогда потребовал в четырехдневный срок представить заключение и поправки. Как рассказал иркутский мэр, за это время он успел получить письменные подтверждения своей позиции более чем от десяти территорий. Однако поправки Владимир Якубовский, по его словам, внес от своего имени, а не от ассоциации, и, как глава МО, по закону он имеет на это право. То, что поправки выражают волю большинства ассоциации, по мнению господина Якубовского, подтверждает ее заседание, которое прошло уже после сессии ЗС 4 июля в Братске. На заседании 18 мэров из 33 присутствующих (всего их 37) одобрили принятый законопроект, а еще три прислали свои положительные письменные отзывы. Против проекта высказались девять муниципалитетов, воздержались - шесть. Владимир Якубовский уверен, что подход обладминистрации противоречит федеральной бюджетной политике. Иркутский мэр сослался на протокол майского заседания под руководством премьер-министра Михаила Фрадкова, в котором "есть поручение министерства финансов регионам норматив отчисления подоходного налога довести до 20%, что превышает требования ассоциации".
       Главу АМИО поддержал и Геннадий Истомин, который сообщил, что законопроект улучшает положение дотационных территорий, так как в следующем году фонд финансовой поддержки увеличится в три раза по сравнению с 2005 годом. По его словам, в этом году фонд финансовой поддержки составляет 1,3 млрд руб., а реальный дефицит бюджетов муниципалитетов - 4,8 млрд руб. По принятому закону "О межбюджетных трансфертах..." в следующем году ФФПМО составит 3 млрд руб. (или 10% от доходов областного бюджета, который составит, предположительно, 30-31 млрд руб.-"Ъ"), к которым добавятся еще 1,1 млрд руб. налоговых отчислений, что, по мнению господина Истомина, позволит местному самоуправлению на минимальном уровне "закрыть собственные расходные обязательства".
       Источник в ЗС, попросивший не называть его имени, заявил "Ъ", что отклонение проекта закона "О межбюджетных трансфертах..." - это "явный тактический ход" губернатора. "Борис Александрович не хочет терять контроль над распределением средств через фонды финансовой поддержки как эффективный финансовый инструмент политического давления на мэров, - отмечает источник, - поэтому он будет затягивать его принятие в нынешнем виде до начала формирования бюджета 2006 года. В этом случае закон о бюджете будет сверстан на основе предыдущего закона "О межбюджетных отношениях...", по которому можно устанавливать произвольный размер фондов поддержки, и большинство муниципалитетов снова сядут на дотационную иглу". Кроме того, до 7 сентября президент Путин должен либо переназначить Бориса Говорина, либо представить ЗС кандидатуру нового губернатора. Тот же источник указывает на то, что в процессе назначения политическое влияние губернатора на депутатский корпус и мэров несколько ослабло, но, если "Говорин снова станет губернатором, ему уже ничего не помешает продавить закон в нужном ему виде". Точку зрения самого губернатора вчера узнать не удалось: как заявил его пресс-секретарь Станислав Хазагаев, он "находится в Москве и для связи не доступен".
      
      
       Коммерсантъ. Восточная Сибирь

  +7 (3952) 20-40-99, 20-43-27
  amioirk@list.ru

Новости

 

Календарь событий

 

© 2004-2024 НО «Ассоциация муниципальных образований Иркутской области»

Некоммерческая организация «Ассоциация муниципальных образований Иркутской области» в соответствии со ст. 8, 66 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является советом муниципальных образований Иркутской области. Некоммерческая организация «Ассоциация муниципальных образований Иркутской области» создана в результате преобразования некоммерческой общественной организации «Ассоциация мэров городов и районов Иркутской области».