В Законодательном собрании Иркутской области прошло первое заседание комитета по законодательству о государственном строительстве и местном самоуправлении.

11 ноября 2004

В Законодательном собрании Иркутской области прошло первое заседание комитета по законодательству о государственном строительстве и местном самоуправлении.

В повестке дня заседания комитета стояло более 20 вопросов, и большинство из них было посвящено проблеме реформы местного самоуправления. Причина очевидна - сроки поджимают. Согласно требованиям федерального законодательства большинство нормативно-правовых актов и, прежде всего, законы о статусе и границах муниципальных образований надо принять до конца года. В противном случае реформу устроят "сверху" - границы и статус определят в правительстве Российской Федерации. При этом вызывает сомнение, что туда пригласят для консультаций глав заинтересованных территорий и проявят большой интерес к их мнению на этот счет.

Федеральный законодатель не так уж много времени дал субъектам РФ на подготовку к реформе местного самоуправления. И теперь новому составу приходится наверстывать упущенное в крайне ограниченные сроки, на ходу включаясь в суть проблемы. Впрочем, к счастью, не всем депутатам такая проблема в новинку. По крайней мере, новый председатель комитета Людмила Берлина, пришедшая в областной парламент с должности заместителя губернатора Иркутской области, на этих вопросах, как говорится, "собаку съела". Вот и проводит она попутно, по ходу работы комитета, ликбез для молодых депутатов, постепенно вникающих в тему и засыпающих вопросами докладчиков.

Первое заседание комитета показало, что это вполне работоспособный орган. По двадцати из рассмотренных вопросов приняты положительные заключения с рекомендацией о выносе их на рассмотрение сессии, причем преимущественно члены комитета предлагают областному парламенту принимать обсуждавшиеся законопроекты в окончательном чтении.

Среди одобренных проектов закон "Об упразднении отдельных населенных пунктов Иркутской области". Это вполне закономерно - прежде чем делить территории на отдельные муниципальные образования, резонно было бы выяснить, а есть ли что делить.

Дело в том, что результаты переписи населения 2002 года показали, что в 34 населенных пунктах нашего региона ныне постоянно ни одного человека не проживает. Впрочем, отмечу, что у нас выявлено еще довольно скромное количество "мертвых" поселений. Так, в Вологодской области, выявлено 1625, в Тверской области - 1411, а всего по необъятной России - 13086. Об этом на заседании комитета сообщил начальник главного территориального управления администрации губернатора Иркутской области Александр Ведерников. Впрочем, и скромную цифру, названную областным комитетом статистики, муниципалитеты оспаривают, настаивая, что не все эти поселения полностью заброшены. Так что, дабы не пороть горячку и не нанести ненароком ущерб населению, пока что в предложенный проект закона было внесено только 13 населенных пунктов, подлежащих упразднению, данные о которых были тщательно проверены и подтверждены мэрами семи территорий.

Кроме того, на заседании комитета депутаты одобрили пополнение перечня труднодоступных и отдаленных местностей в Иркутской области рядом населенных пунктов. Необходимость этого также вызвана проведением реформы местного самоуправления. Дело в том, что для создания муниципальных образований внутри существующих территорий, согласно федеральному закону, необходимо соблюдать ряд условий. Речь идет о том, что муниципальным образованием может стать населенный пункт, имеющий более 1000 жителей, или несколько населенных пунктов с меньшим количеством граждан. При этом должен соблюдаться еще и принцип "пешей доступности", то есть должна быть возможность добраться пешком до центра из любого входящего в образование поселения и вернуться обратно в течение одного рабочего дня. Такую норму не обязательно соблюдать только в отношении труднодоступных и отдаленных местностей, вот и приходится в срочном порядке пополнять их перечень теми поселениями, в отношении которых требования законодательства, в противном случае, никак не удастся соблюсти. В результате перечень пополнили населенные пункты 21 муниципального образования.

Не обошли своим вниманием члены комитета и самый главный вопрос - определение статуса и границ муниципальных образований. В этот день им предложены были схемы границ 14 из 37 муниципальных образований Иркутской области - тех, в отношении которых уже полностью разрешены все спорные вопросы. Это Слюдянский, Качугский, Братский, Катангский, Заларинский, Жигаловский, Усть-Удинский, Бодайбинский, Мамско-Чуйский, Ольхонский, Балаганский райны, а также города Тулун, Братск, Усть-Илимск. Согласно новым схемам, вскоре на этих территориях появится от 1 до 21 сельских поселений и от 1 до 24 - городских. Кстати, последнее не обязательно подразумевает город - статус городского поселения может приобрести и поселок, располагающий необходимой инфраструктурой и количеством жителей, что в данном случае преимущественно и происходит.

Среди перечисленных территорий ранее при согласовании проблемы возникали только со Слюдянским районом. Решался вопрос: а не стать ли городу Байкальску городским округом, то есть полностью отделиться от района? Однако, по словам представителя администрации района, город не собирается этого делать.

А вот Ангарск пока не могут убедить в том же самом, вопреки всем усилиям администрации во главе с губернатором. Но ведь если Ангарск получит статус городского округа, то что прикажете делать с Мегетом и прочими поселками, ныне входящими в Ангарское муниципальное образование? Менять их статус на "микрорайон" или вовсе отправлять "в свободное плавание"? Подобные проблемы с определением статуса возникли и пока не разрешены и по другим территориям. Как быть с существующими ныне "в паре" городами Черемхово и Свирск, Нижнеудинск и Алзамай, Тайшет и Бирюсинск? Первым в этих парах было бы логично предоставить статус городского округа. Но как тогда будут существовать вторые?

В общем, пока, несмотря на всю работу депутатов и сотрудников областной администрации, муниципальная реформа оставляет множество вопросов и проблем. И комитету по государственному строительству придется довольно интенсивно поработать, дабы успеть уложиться в установленные федеральным законодательством сроки.

"Восточно-Сибиская правда"
Также в этом разделе:

15 ноября состоялись депутатские слушания Законодательного собрания Иркутской области. Обсуждался проект закона Иркутской области «Об областном бюджете на 2005 год», который предполагается рассмотреть в первом чтении на сессии ЗС 17 ноября.

16 ноября 2004

Председатель НО "Ассоциация муниципальных образований Иркутской области" В. В. Якубовский представил Председателю Законодательного собрания Иркутской области Круглову В. К.предложения и замечания к проектам Законов Иркутской области

16 ноября 2004

Комментарии мэра Иркутска Владимира Якубовского итогов первого чтения главного финансового документа Иркутской области.

17 ноября 2004

Влияние реформ на бюджетную политику муниципальных образований

10 ноября 2004

14 законопроектов по установлению статуса и границ муниципальных образований региона были рассмотрены сегодня на заседании комитета по законодательству о госстроительстве и местном самоуправлении.

09 ноября 2004

Губернатором Иркутской области на 2 сессию Законодательного собрания Иркутской области, которое состоится 17-18 ноября 2004г., внесены законопроекты.

09 ноября 2004

  +7 (3952) 20-40-99, 20-43-27
  amioirk@list.ru

Новости

 

Календарь событий

 

© 2004-2024 НО «Ассоциация муниципальных образований Иркутской области»

Некоммерческая организация «Ассоциация муниципальных образований Иркутской области» в соответствии со ст. 8, 66 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является советом муниципальных образований Иркутской области. Некоммерческая организация «Ассоциация муниципальных образований Иркутской области» создана в результате преобразования некоммерческой общественной организации «Ассоциация мэров городов и районов Иркутской области».