Второго ноября в Кремле под руководством помошника президента Игоря Шувалова заседала рабочая группа по вопросам федеративных отношений и местного самоуправления.

04 ноября 2004

 Второго ноября в Кремле под руководством помошника президента Игоря Шувалова заседала рабочая группа по вопросам федеративных отношений и местного самоуправления.

Губернаторам не разрешат назначать глав муниципальных образований. Мэров городов и глав сельских районов по-прежнему будут выбирать. В противном случае, как уже рассказывала ГАЗЕТА в понедельник, пришлось бы нарушить Европейскую хартию о местном самоуправлении, ратифицированную Россией еще в 1998 году. Как утверждают собеседники ГАЗЕТЫ, возможно, будет лишь скопировано законодательство ряда европейских стран, допускающих роспуск муниципальных образований.

Идея назначать, а не избирать мэров городов возникла как реакция губернаторов на президентскую инициативу о новом порядке формирования исполнительной власти в регионах, озвученную президентом 13 сентября. Несколько глав регионов - Минтимер Шаймиев, Юрий Лужков, Дмитрий Аяцков - предложили распространить схему назначения глав регионов на муниципальный уровень. Губернаторы объясняли: если вертикаль власти надо укреплять, то она должна дойти и до низа.

Вчера эту тему обсуждали в администрации президента - на заседании межведомственной рабочей группы по вопросам федеративных отношений и местного самоуправления. В эту рабочую группу входит около 50 человек: губернаторы, сенаторы, депутаты Госдумы, представители администрации, правительства. 'Помощник президента Шувалов четко дал понять: назначать мэров не рекомендовано! - пояснил ГАЗЕТЕ председатель комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления Владимир Мокрый. - Шувалов напомнил слова президента о незыблемости Конституции. А без изменения Конституции законное назначение мэров невозможно, так как статья 12 говорит о независимости органов самоуправления от исполнительной власти'. Мокрый также напомнил, что замена выборности мэров назначением означала бы нарушение Европейской хартии местного самоуправления, принятой в 1985 году и ратифицированной Россией в 1998 году. В преамбуле к хартии записано, что 'органы местного самоуправления составляют одну из основ любого демократического строя'.

Президентской инициативой об изменении властной системы в регионах обеспокоен Совет Европы. Жесткую позицию Европарламента уже озвучила представительная делегация ПАСЕ, побывавшая в России на прошлой неделе. 'Европарламентарии имели беседу в администрации президента, в Госдуме и Совете Федерации, - сказал ГАЗЕТЕ Мокрый. - Они настаивают на выборности мэров как важнейшем демократическом принципе и предлагают ограничить новый порядок формирования власти в регионах 5-6 годами'. Сегодня по этому поводу депутаты Госдумы будут объясняться с представителями Европарламента - докладчиками ПАСЕ Дэвидом Аткинсоном и Рудольфом Биндигом. Последний прославился нелицеприятными оценками в адрес России.

Судя по всему, активизация рабочей группы под руководством Игоря Шувалова - следствие давления со стороны европейского сообщества. Администрация президента не собирается поддерживать губернаторскую идею о назначении мэров и четко артикулировала вчера свою позицию устами Шувалова. О том, что выборность мэров оставят, косвенно свидетельствует и инициатива Минюста, который направил президенту предложение наделить губернаторов новыми надзорными функциями - чтобы главы регионов присматривали 'за муниципальным нормотворчеством'.

Председатель комитета Совета Федерации по международным делам и вице-спикер ПАСЕ Михаил Маргелов выступает за сохранение института выборности муниципалитетов и предлагает заимствовать богатый опыт западных демократий по отлаживанию работы местной власти. 'Хотя в странах Европы отсутствует соподчиненность между муниципалитетами и органами госвласти, деятельность муниципалитетов контролируется госвластью вплоть до роспуска', - пояснил Маргелов ГАЗЕТЕ. По его словам, в законодательстве Франции, Италии, Португалии, Венгрии предусмотрены, например, роспуск муниципалитетов и принудительная отставка муниципальных служащих. В Великобритании, если муниципалитет не справляется с возложенными на него обязанностями, его полномочия передаются профильному министерству. В Ирландии, Латвии, Великобритании против местных властей применяются судебные санкции. В частности, с подачи представителей госвласти решения муниципалитета могут быть обжалованы в суде.

В 'партии власти', имеющей в Госдуме 'контрольный пакет' голосов депутатов, как оказалось, тоже не готовы поддержать затеи губернаторов, входящих в Высший совет. 'Позиция 'ЕР' такова: выборность мэров как руководителей муниципальных образований сохранить необходимо. И причина не только в том, что это соответствует европейским стандартам, а в Конституции РФ местному самоуправлению прописана самостоятельная роль, - сказал ГАЗЕТЕ депутат Госдумы, член Центрального политсовета 'ЕР' Владимир Мединский. - Если бы мэры предлагались губернаторами (а кандидатуры губернаторов теперь будут предлагаться президентом), то в этой цепочке логичным было бы спрашивать за грязь на улицах и мусор в подъездах с главы государства. Это проблема не политиков, а хозяйственников'.

Также в этом разделе:

Администрация Иркутской области планирует внести на рассмотрение Законодательного собрания региона вопрос об отмене закона о статусе Иркутска как областного центра.

04 ноября 2004

Губернатором Иркутской области на 2 сессию Законодательного собрания Иркутской области, которое состоится 17-18 ноября 2004г., внесены законопроекты.

09 ноября 2004

14 законопроектов по установлению статуса и границ муниципальных образований региона были рассмотрены сегодня на заседании комитета по законодательству о госстроительстве и местном самоуправлении.

09 ноября 2004

На рассмотрение Законодательного собрания будут переданы 14 законопроектов по установлению статуса и границ муниципальных образований региона

03 ноября 2004

На общем собрании Ассоциации муниципальных образований обсуждался проект закона Иркутской области «Об установлении цен на землю при продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности». Представлены предложения по ст

02 ноября 2004

Передан на рассмотрение депутатам Законодательного собрания Иркутской области проект закона Иркутской области "Об областном бюджете на 2005 год". С ним можно ознакомится на сайте Законодательного собрания Иркутской области.

01 ноября 2004

  +7 (3952) 20-40-99, 20-43-27
  amioirk@list.ru

Новости

 

Календарь событий

 

© 2004-2024 НО «Ассоциация муниципальных образований Иркутской области»

Некоммерческая организация «Ассоциация муниципальных образований Иркутской области» в соответствии со ст. 8, 66 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является советом муниципальных образований Иркутской области. Некоммерческая организация «Ассоциация муниципальных образований Иркутской области» создана в результате преобразования некоммерческой общественной организации «Ассоциация мэров городов и районов Иркутской области».