Комментарии мэра Иркутска Владимира Якубовского итогов первого чтения главного финансового документа Иркутской области.
17 ноября 2004
Комментарии мэра Иркутска Владимира Якубовского итогов первого чтения главного финансового документа Иркутской области.
Мнение от имени мэров городов и районов области накануне первого чтения закона об областном бюджете 2005 года выразил мэр Иркутска Владимир Якубовский. В частности, иркутский мэр заявил, что если в последние три года, методику распределения средств (финансовые отношения между субъектом федерации и органом местного самоуправления) определял закон о межбюджетных отношениях, и муниципалитеты худо-бедно выживали, то в нынешнем бюджете никакой методики не просматривается и суммы расходов распределены произвольно.
Об этом говорит тот факт, что по закону о бюджетном процессе в Иркутской области, на первом этапе формирования проекта областного бюджета администрация области обязана согласовать с органами местного самоуправления исходные данные для расчета размеров дотаций на выравнивание минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований, субвенций и субсидий на финансирование целевых расходов, чего в текущем году сделано не было. Остается только догадываться, -- резюмирует Владимир Якубовский, -- на какие полномочия заложены средства и на что их в конечном итоге хватит.
Мэры городов пришли к выводу, что в полной мере планируется финансирование лишь полномочий, возложенных на субъекты федерации, деньги же, оставленные местному самоуправлению, не решают проблем и не закрывают тех нужд, которые существуют в муниципалитетах. В частности, в статье 17 проекта областного бюджета "О фонде финансовой поддержки муниципальных образований" помощь муниципалитетам предусмотрена в размере 806 тысяч 709 рублей, что в 2,7 раза меньше, сумм, выделенных в 2004 году. Но это не единственная проблема.
На сегодняшний день в проекте закона "Об областном бюджете" не отражено, каким образом будет погашаться кредиторская задолженность по федеральным законам. В 2005 году на федеральные законы и, в частности, на закон "О ветеранах" предусмотрена сумма в пять раз больше, чем в прошлом году. То есть, как только эти полномочия перешли на уровень субъекта федерации деньги на них были выделены в полном объеме. Меж тем, органы местного самоуправления по данным законам в 2004 году были обеспечены средствами лишь на 23 процента. Только по Иркутску кредиторская задолженность к концу года составит около 500 миллионов рублей. Аптеки прекратили выдавать лекарства по льготным рецептам, не стали оказывать услуги по зубопротезированию, в тяжелом состоянии находятся муниципальные предприятия, обслуживающие жилищный фонд.
Нам нужна ясность, -- заявил иркутский градоначальник, -- как выстраивать отношения с муниципальными предприятиями. Хотя бы того же энергетического комплекса, задолженность которому сегодня только по закону "О ветеранах" составляет более 16 миллионов рублей. Предприятия и организации, не получившие услуги по федеральным законам, уже начали подавать иски и выигрывать их. Сумма этих исков составила уже более 100 миллионов рублей. Но в проекте областного бюджета на 2005 год расходы на погашение сумм задолженности на выполнение решений арбитражного суда Иркутской области по долгам по федеральным законам также не предусмотрены. Не учтено и положение федерального законодательства, устанавливающие, что полномочия по содержанию учреждений социального обслуживания (школ-интернатов, детских домов, домов ребенка), находятся в компетенции органов государственной власти субъекта РФ. С одной стороны, происходит централизация органов социальной защиты под крышей субъекта федерации; с другой, финансирование ряда учреждений все же остается за органами местного самоуправления. За счет каких средств они будут содержаться и как нам поступать в этой ситуации никто не говорит. Можно отказаться от выполнения данных полномочий, как посоветовали нам однажды, но на кого мы тогда бросим детей и стариков? Проблема есть и она должна найти решение, - заключил Владимир Якубовский.
По словам Якубовского, еще одной проблемой является вторая статья закона Иркутской области, которая гласит, что региональный стандарт определения стоимости капитального ремонта жилого фонда ежегодно утверждается губернатором до принятия областного бюджета.
-- Мы сегодня не имеем такого документа, он не принят. Не знаем мы и какие тарифы будут у населения: 100% или 90 на 10. Эта проблема также должна иметь решение. Если остается отношение 90 на 10, то только одному Иркутску необходимо дополнительно 300 миллионов рублей. Это те 10 процентов, которые также никто не предусматривает, ведь областной бюджет планировался исходя из того, что население будет платить 100 процентов. В решении этой проблемы также требуется определенный подход. Вопросов много: это и проблемы формирования тарифов (останутся ли они прежними или все-таки будут изменены), и субвенция на выполнение Иркутском статуса города и они должны найти решение.
Ольга Налимова, пресс-служба администрации Иркутска
+7 (3952) 20-40-99, 20-43-27
amioirk@list.ru
{{ month.name }} {{ month.year }}