Информация Управления Росреестра Иркутской области о размерах и порядке уплаты государственной пошлины за ГКУ и (или) ГРП

27 октября 2025

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (далее - Управление) в связи с вступлением в силу (с 31.07.2025 и 31.08.2025) положений Федерального закона от 31.07.2025 № 275-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 275-ФЗ), касающихся уплаты государственной пошлины за государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в дополнение к ранее направленному письму Управления от 18.08.2025 исх. № 15-11773/25 и в связи с поступающими вопросами и письменными обращениями, обращает внимание на следующее:

1. Законом № 275-ФЗ уточнены отдельные положения статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и установлено, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы публичной власти федеральной территории «Сириус» освобождаются от уплаты государственной пошлины только при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных главой 25.3 НК, в отношении таких органов (подпункт 4 пункта 1).

Соответственно, в случае, если указанные органы обращаются за осуществлением государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в отношении иных лиц (в частности, в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ), государственная пошлина уплачивается в размерах, предусмотренных статьей 333.33 НК РФ, если иное не установлено статьей 333.35 НК РФ.

Управление напоминает, что если информация об уплате государственной пошлины в размере, предусмотренном НК РФ, за осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по истечении пяти рабочих дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем, заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, возвращаются без рассмотрения (пункт 3 статьи 25 Закона №218-ФЗ).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления представляют заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к ним документы в орган регистрации прав только в форме электронных Документов в порядке, установленном пунктом 2 части 1 статьи 18, за исключением случая, предусмотренного частью 37 статьи 70 настоящего Федерального закона (часть 1.4 статьи 18 закона № 218-ФЗ).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 18 Закона № 218-ФЗ, заявления и документы представляются в орган регистрации прав в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», посредством использования сервиса «Личный кабинет», размещенного на официальном сайте с использованием единой системы идентификации и аутентификации и обеспечивающего хранение ранее направленных в орган регистрации прав заявлений и прилагае х к ни доку ентов (далее - личн й кабинет), или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав (далее также - отправление в электронной форме).

Таким образом обращение в орган регистрации прав формируется в личном кабинете представителя органа государственной власти или органа местного самоуправления.

В процессе подачи обращения формируется квитанция на оплату госпошлины с уникальным идентификатором начисления (далее - УИН). Как уже было сказано выше, в силу закона плательщиком государственной пошлины является физическое или юридическое лицо, в отношении которого осуществляются юридически значимые действия.

После подачи заявления в орган регистрации прав лицу, в отношении которого осуществляются учетно-регистрационные действия, в личный кабинет на Едином портале государственных услуг (далее - ЕПГУ) поступает уведомление о поданном заявлении с перечнем приложенных документов, номером регистрации в книге учета входящих документов (КУВД).

Практика показала, что сформированная в системе федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости (ФГИС ЕГРН) квитанция на плату государственной пошлины, или же сформированный УИН, в личный кабинет плательщика государственной пошлины (физического лица или юридического лица) на ЕПГУ не поступают.

Сформированная квитанция (содержащая в том числе QR-код платежа) поступает только в личный кабинет органа государственной власти и органа местного самоуправления, которым представлены заявления в рамках статьи 19 Закона №218-ФЗ (т.е. представителя).

Таким образом на практике возникли сложности по своевременной оплате государственной пошлины. В связи с несвоевременной оплатой государственной пошлины затягиваются сроки рассмотрения заявлений, так как исчисление предусмотренного частью 1 статьи 16 Закона № 218-ФЗ срока осуществления учетно­регистрационных действий начинается с даты получения органом регистрации прав сведений об уплате государственной пошлины (часть 7 статьи 18 Закона №218-ФЗ).

Управление обращает особое внимание на значительный рост количества решений о возврате заявлений и представленных документов без рассмотрения, в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона № 218-ФЗ.

Все это негативно влияет на оценку качества оказываемых государственных и муниципальных услуг, а также на показатели региона в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, во избежание возврата заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документов, прилагаемых к ним, без рассмотрения, с целью исключения доработки пакетов документов, избежания увеличения срока оказания государственной услуги, в связи с ожиданием оплаты физическими/юридическими лицами государственный пошлины, Управление просит взять под контроль исполнение положений подпункта 4 пункта 1 статьи 333.35 НК РФ и исключить из практики направление в орган регистрации пакетовдокументов для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности, не содержащих сведения об уплате государственной пошлины.

С вышеуказанной целью, а также во избежание нарушений описания целевых состояний муниципальных услуг, согласно которым необходимо сократить количество очных взаимодействий с заявителем, Управление предлагает рассмотреть возможность внесения изменений в административные регламенты предоставления государственных и муниципальных услуг, путем включения в перечень документов, необходимых Для предоставления государственной или муниципальной услуги, документа (чека, платежного поручения) об уплате государственной пошлины за осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В силу подпунктов 1 и 4 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ сумма уплаченной государственной пошлины, зачисленная в соответствующий бюджет, признается излишне уплаченной в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 НК РФ, а также в случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.

Таким образом, если заявителю будет отказано в предоставлении государственной или муниципальной услуге органом государственной власти или органом местного самоуправления (соответственно, заявления и документы не будут направлены в орган регистрации прав), уплаченную заявителем государственную пошлину плательщик может вернуть, представив в Управление заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет.

Образцы заявлений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет размещены на сайте Росреестра в региональной вкладке Управления по ссылке: https://rosreestr.gov.ru/activity/okazanie-gosudarstvennykh-uslug/kadastrovyy-uchet-i-ili- registratsiya-prav-/stoimost-rekvizity-i-obraztsy-platezhnykh-dokumentov/.

Путь на сайте Росреестра: Главная страница/ Деятельность/Государственные услуги и функции/Кадастровый учет и (или) регистрация прав/Реквизиты и образцы платежных документов (необходимо выбрать региональную вкладку «Иркутская область»).

При невозможности внесения предложенных изменений в административные регламенты предоставления государственных и муниципальных услуг, необходимо обеспечить предоставление документов об уплате государственной пошлины (чеки, платежные поручения) одновременно с представленным заявлением (в пакете документов).

2. Размеры государственной пошлины за осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены главой 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ, а именно статьей 333.33 НК РФ.

Особенности уплаты государственной пошлины за осуществление государственного кадастрового учета объектов недвижимости, в том числе в связи с изменением сведений об объектах недвижимости установлены статьей 333.34-1 НК РФ, которая была введена федеральным законом от 12.07.2024 176- ФЗ.

Льготы по уплате государственной пошлины за осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав для отдельных категорий физических лиц и организаций установлены статьей 333.35 НК РФ (в том числе и освобождение от уплаты).

Информируем, что на сайте Росреестра размещена таблица «Размеры государственной пошлины за совершение регистрационных действий в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (если за совершение таких регистрационных действий статьей 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации не установлены льготы по ее уплате)» по ссылке: https://rosreestr.gov.ru/activity/okazanie- gosudarstvennykh-uslug/kadastrovyy-uchet-i-ili-registratsiya-prav-/poryadok-uplaty-i- razmery-gosposhliny/info-razmer-gosposhliny/

Путь на сайте Росреестра: Главная страница/ Деятельность/Государственные услуги и функции/Кадастровый учет и (или) регистрация прав/Порядок уплаты и размеры госпошлины/Размер пошлины.

Кроме того, Управлением также подготовлена сводная таблица по государственной пошлине за совершение учетно-регистрационных действий, которая в том числе содержит обобщенную информацию о льготах по уплате государственной пошлины.

Для сведения и учета в работе направляем указанную таблицу по государственной пошлине в качестве приложения к данному письму.

3. Сообщаем, что реквизиты и образцы платежных документов Управления Росреестра по Иркутской области размещены на сайте Росреестра по ссылке (необходимо выбрать региональную вкладку «Иркутская область»): https://rosreestr.gov.ru/activity/okazanie-gosudarstvennykh-uslug/kadastrovyy-uchet-i-ili- registratsiya-prav-/stoimost-rekvizity-i-obraztsy-platezhnykh-dokumentov/.

Путь на сайте Росреестра: Главная страница/ Деятельность/Государственные услуги и функции/Кадастровый учет и (или) регистрация прав/Реквизиты и образцы платежных документов (необходимо выбрать региональную вкладку «Иркутская область»).

 

РЕКВИЗИТЫ УПРАВЛЕНИЯ РОСРЕЕСТРА ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Получатель

УФК по Иркутской области (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области)

ИНН

3808114653

КПП

381201001

ОКТМО

25701000

Банк получателя

ОТДЕЛЕНИЕ ИРКУТСК БАНКА РОССИИ//УФК по Иркутской области

г.Иркутск

БИК Банка получателя

012520101

Номер банковского счета (ЕКС)

40102810145370000026

Номер казначейского счета

03100643000000013400

КБК

При подаче заявления в Росреестр

32110807020011000110

Назначение платежа

Государственная пошлина за государственную регистрацию прав

 

При подаче заявления в Росреестр

КБК

32110807550011000110

Назначение платежа

Государственная пошлина за государственный кадастровый учет

 

При подаче заявления в Росреестр

КБК

32110807560011000110

Назначение платежа

Государственная пошлина за осуществляемые одновременно государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав

4. По вопросу уплаты государственной пошлины , если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с главой 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины:

Пунктом 2 статьи 333.18 НК РФ предусмотрено, что в случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные главой 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.

При этом в случае, если среди лиц, обратившихся за совершение юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с настоящей главой освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты в соответствии с главой 25.3 НК РФ. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (освобожденными) от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ (абзац 3 пункта 2 статьи 333.18 НК РФ).

Учитывая изложенное, за государственную регистрацию доли в праве общей собственности на недвижимое имущество, возникающей с момента государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, государственная пошлина уплачивается каждым плательщиком в размере, определенном подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ, умноженном на размер доли в праве общей долевой собственности.

Как разъяснил Минфин России в письме от 15.10.2019 № 03-05-06-03/78819, одновременное обращения с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности физических лиц позволяет более справедливо распределить финансовую нагрузку между сособственниками объекта недвижимого имущества пропорционально регистрируемой ими доли.

При наличии у физического лица льготы, установленной статьей 333.35 НК РФ, в форме заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, приведенной в приложении № 1 к приказу Росреестра от 19.08.2020 № П/0310, в реквизите 14 «Примечание» необходимо указывать слова «Заявитель освобождён от уплаты государственной пошлины на основании подпункта ...............................  пункта 1 статьи 333.35 НК РФ» (указать нужный подпункт), а также реквизиты документа, подтверждающего право на освобождение от уплаты государственной пошлины (см. также письмо Управления от 18.08.2025 исх. №15-11773/25).

5. Относительно уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.35 НК РФ органами государственной власти, органами местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий (в отношении указанных органов), установленных главой 25.3 НК РФ, связанных с государственной регистрацией подлежащих такой регистрации договора аренды недвижимого имущества, договора безвозмездного пользования (ссуды) (предметом которого является земельный участок, объект культурного наследия, включенный в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленный объект культурного наследия):

Учитывая положения пункта 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации, частей 1, 9 статьи 51 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», за государственной регистрацией подлежащих такой регистрации договора аренда недвижимого имущества, договора безвозмездного пользования (ссуды) (предметом которого является земельный участок, объект культурного наследия, включенный в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленный объект культурного наследия), может обратиться оДна из сторон соответствующего Договора.

Поскольку орган государственной власти, орган местного самоуправления, подавая заявление, как сторона Договора, действует в отношении себя - публичного собственника, в комментируемой ситуации применима льгота, установленная подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.35 НК РФ, при обращении за государственной регистрацией вышеуказанных договоров стороны соответствующего договора (например, арендодателя, ссудодателя) - органа государственной власти, органа местного самоуправления.

6. По вопросу о размере государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности на земельные участки с видом разрешенного использования «блокированная жилая застройка»:

Размер государственной пошлины за государственную регистрацию прав, ограничений прав и обременений объектов недвижимости, сделок с объектом недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 21, 22.1, 23 - 26, 28 - 31, 61 и 80.1 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ, установлен подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ.

При этом, подпунктом 24 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ сделано исключение для так называемой «бытовой недвижимости» и установлено, что за государственный кадастровый учет или государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности уплачивается государственная пошлина в размере 700 рублей.

Если в соответствии с видом разрешенного использования, указанным в правоустанавливающем документе на земельный участок, земельный участок предназначен для размещения индивидуального жилого дома, то за государственную регистрацию права собственности на такой земельный участок должна уплачиваться государственная пошлина в размере, определенном подпунктом 24 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса (700 рублей).

Земельные участки, на которых могут создаваться индивидуальный жилой дом или жилой дом блокированной застройки, имеют различные правовые режимы. Соответственно, вид разрешенного использования и категория земельного участка, указанные в правоустанавливающем документе на земельный участок, градостроительном плане земельного участка, на котором создан индивидуальный жилой дом или жилой дом блокированной застройки, должны предусматривать возможность размещения и эксплуатацию соответствующего вида жилого здания.

Таким образом, если в правоустанавливающем документе на земельный участок указан вид разрешенного использования «блокированная жилая застройка», то есть на который не распространяется положения подпункта 24 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ, то за государственную регистрацию права собственности на такой земельный участок должна уплачиваться государственная пошлина в размере, определенном подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ (4000 рублей, если кадастровая стоимость (далее - КС) земельного участка не определена или если КС или ее часть, соответствующая размеру доли в праве общей долевой собственности, не превышает 20 000 000 рублей).

Указанная позиция изложена, в том числе в письмах Минфина России от 04.07.2017 № 03-05-06-03/42109, от 19.10.2018 № 03-05-06-03/75257, от 21.08.2018 № 03­05-06-03/59162, от 02.11.2020 № 03-05-06-03/95601, а также подтверждается судебной практикой, например, Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 27.02.2025 № 88а-3968/2025.

Обращаем внимание, что согласно пункту 1 статьи 34.2 НК РФ письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах дает Минфин России; Управление, в соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, утвержденным Приказа Росреестра от 06.04.2023 №П/0117, не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, практики его применения, толкованию нормативных правовых актов, в том числе толкованию норм НК РФ.

Учитывая изложенное, при возникновении вопросов по применению законодательства Российской Федерации о государственной пошлине, ее размерах, порядке расчета, льготах и т.п., такие вопросы необходимо адресовать в Минфин России.

7. Согласно частям 1 и 15 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Права владения и пользования концессионера недвижимым имуществом, входящим в состав объекта концессионного соглашения, подлежат государственной регистрации в качестве обременения права собственности концедента.

С заявлением о государственной регистрации ограничения на основании концессионного соглашения должны обращаться обе стороны концессионного соглашения: концедент и концессионер.

Учитывая положения части 2 статьи 19 Закона № 218-ФЗ, если одной из сторон концессионного соглашения является орган государственной власти или орган местного самоуправления, такой орган обязан обратиться в орган регистрации прав за государственной регистрацией ограничения (обременения) права в пользу концессионера на основании этого соглашения.

При этом, исходя из буквального прочтения подпункта 4 пункта 1 статьи 333.35 НК РФ, и если НК РФ не предусмотрена какая-либо иная льгота (применительно к концессионеру либо другая), при обращении органа государственной власти или органа местного самоуправления за государственной регистрацией ограничения (обременения) права в пользу концессионера за такую регистрацию уплачивается государственная пошлина в размере, установленном соответствующим подпунктом пункта 1 статьи 333.33 НК РФ.

Поскольку с целью осуществления государственной регистрации обременения права собственности концедента на основании концессионного соглашения на государственную регистрацию должны быть представлены заявления концессионера и концедента , государственная пошлина в рассматриваемом случае должна быть уплачена в размере, установленном подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ, с учетом положений пункта 2 статьи 333.18 НК РФ.

Заявления о государственной регистрации ограничения должны быть представлены в отношении каждого объекта недвижимости, являющегося предметом концессионного соглашения. Государственная пошлина также уплачивается в отношении каждого объекта недвижимости, являющегося предметом концессионного соглашения.

 

Файлы:

  1. Размеры пошлины.docx, 44.9 KB

  +7 (3952) 20-40-99, 20-43-27
  amioirk@list.ru

Методический кабинет

 

Календарь событий

 

© 2004-2025 НО «Ассоциация муниципальных образований Иркутской области»

Некоммерческая организация «Ассоциация муниципальных образований Иркутской области» в соответствии со ст. 8, 66 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является советом муниципальных образований Иркутской области. Некоммерческая организация «Ассоциация муниципальных образований Иркутской области» создана в результате преобразования некоммерческой общественной организации «Ассоциация мэров городов и районов Иркутской области».

Политика в отношении обработки персональных данных