Почему Иркутской области не хватает денег.
02 марта 2005
21 февраля в Иркутске состоялась очередная рабочая встреча губернатора Бориса Говорина, представителей администрации области и Законодательного собрания с депутатами Государственной думы РФ и членами Совета Федерации от нашей области. Обсуждался, прежде всего, вопрос о межбюджетных отношениях и финансовой поддержке региона из федеральной казны. Участники встречи договорились о совместных действиях ради получения дополнительных финансовых средств для Прибайкалья. При этом председатель бюджетного комитета ЗС Геннадий Истомин заявил, что Министерство финансов завышает налоговый потенциал Иркутской области и поэтому она недополучит в 2005 году 8 млрд. рублей. Точку зрения Истомина разделяют, хотя и называя меньшие цифры, большинство депутатов областного парламента и руководители Контрольно-счетной палаты области. Впрочем, звучала и другая точка зрения на причины финансового дефицита. На следующий день первый заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Госдумы, депутат от Братского округа Виталий Шуба рассказал о том, как, по его мнению, складываются отношения между областью и федеральным центром по распределению финансовых ресурсов.- Денег Иркутской области действительно не хватает, но подобная ситуация в большинстве регионов Российской Федерации. Поэтому можно найти достойное применение любому количеству денег - на социальную поддержку населения, реализацию крупных инвестиционных проектов и т.д. Но в правительстве и Государственной думе нет предвзятого отношения к Иркутской области. Финансовые ресурсы распределяются между федеральным центром и регионами по единым правилам, записанным в Бюджетном кодексе РФ. Одна часть этих ресурсов - налоговые и неналоговые доходы; другая поступает из Фонда финансовой поддержки регионов, который формируется в рамках федерального бюджета.
В Иркутской области звучат заявления, что методика Министерства финансов несовершенна и ущемляет финансовые интересы региона. Должен сказать, что эта методика едина для всех территорий страны и утверждается постановлением правительства РФ. Если мы хотим влиять на исполнительную власть, то администрация области должна работать с правительством и предлагать изменить эту методику. Внимательное изучение действующей методики показывает, что цифра в 5 млрд. рублей или еще больше, которые нам якобы должны из Фонда финансовой поддержки, явно преувеличена. Реально же Иркутская область получила из фонда в 2002 году 102 млн. рублей, в 2003 году - 1,05 млрд., в 2003-м - 1,147 млрд., а в 2005 году получит 2,6 млрд. Кстати, Красноярский край не получает из Фонда финансовой поддержки ни рубля.
Не соответствует действительности и утверждение, что у Иркутской области изымается в федеральный бюджет свыше половины налоговых поступлений. По данным Министерства по налогам и сборам, в 2002 году на территории области осталось 57,2 процента от всей суммы собранных налогов, в 2003-м - 67,4 процента, в 2004 году - 75 процентов. То есть в последние годы возрастала и сумма средств, выделенных Иркутской области из фонда финансовой поддержки регионов, и доля налоговых поступлений, зачисляемых в консолидированный бюджет области.
40 процентов поступлений в бюджет Иркутской области составляет налог на доходы физических лиц (подоходный налог). Такая структура доходов характерна для депрессивных территорий. Это значит, что региональная экономика не дает адекватной отдачи налогов от своей деятельности. А, например, в Красноярском крае подоходный налог составляет 23 процента всех поступлений, и около 40 процентов там обеспечивает налог на прибыль. В Томской, Омской, Кемеровской областях примерно такая же картина, как у красноярцев. По структуре доходов Иркутская область близка к таким субъектам Федерации, как Алтайский край или Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, - там тоже преобладает подоходный налог.
Если взять несколько отраслей, в основном формирующих валовой региональный продукт Иркутской области, то в лесной и деревообрабатывающей промышленности область получает с каждого рубля товарной продукции (29,9 млрд. рублей) 2,19 копейки при среднероссийском показателе 6,86 копейки. Химическая и нефтехимическая промышленность: объем продукции - 9,2 млрд. рублей, с каждого рубля область получает 1,04 копейки, показатель в среднем по стране - 6,66 коп. Цветная металлургия: объем - 30,6 млрд, получаемое каждого рубля 1,47 копейки, тогда как в среднем по России -8,88. У наших соседей - Красноярского края, Кемеровской области, где тоже есть вертикально интегрированные финансово-промышленные компании, - эти показатели выше, чем в Иркутской области. Значит, там власть проводит с этими компаниями активную работу. Если бы показатели только по трем указанным отраслям были в Иркутской области на уровне среднероссийских, то регион получил бы дополнительно свыше 4 млр. рублей в год.
Из федерального бюджета между субъектами Федерации будут распределены, в частности, 1,7 млрд. на социальную поддержку лиц, пострадавших от политических репрессий, 6,3 млрд. - на субсидирование оплаты жилищно-коммунальных услуг, еще 5 млрд. составляет резерв, который распределят по итогам первого квартала. Кроме того, Госдума и правительство обсуждают возможность выделения регионам дополнительных средств, чтобы они могли безболезненно вести реформу по замене натуральных льгот денежными компенсациями. Точная цифра пока не согласована, но речь идет о нескольких десятках миллиардов рублей. Кроме того, Дума решила по итогам исполнения федерального бюджета за первое полугодие изыскать дополнительные средства на дорожное строительство. Во всех перечисленных расходах есть или будет доля, предназначенная Иркутской области. Одной из форм выделения средств могут стать дешевые - с процентами всего в четверть ставки рефинансирования Центробанка - бюджетные кредиты регионам.
Считаю, что для выравнивания прав всех льготников переход на денежную форму компенсаций необходим. Иначе даже в пределах одного города люди оказываются в неравном положении. Например, в районе Ново-Ленино города Иркутска почти нет общественного транспорта, и натуральная льгота не работает. Зато те, кто живет в центре города, пользовались ею относительно широко. Кстати, правом купить льготный проездной билет на месяц воспользовались пока лишь 10 процентов льготников. Значит, большинство предпочитает деньги. Покупают льготные билеты, как правило, работающие пенсионеры.
Относительно предложений Законодательного собрания Иркутской области о переводе всех категорий льготников на финансирование из федерального бюджета: закон № 122-ФЗ долго обсуждался в прошлом году, однако наша область не подала в Государственную думу ни одной поправки. Тем не менее, на мой взгляд, целесообразно перевести на федеральное финансирование такую категорию, как труженики тыла. Это был бы достойный подарок к 60-летию Победы.
Но главный путь, по которому должно идти решение социальных проблем, - это повышение зарплат и пенсий. Если ранее планировалось повысить размер базовой пенсии с 1 апреля на 4,8 процента, то теперь - с 1 марта на 36,5 процента, с 660 до 900 рублей. Еще одно повышение будет в августе. С 1 марта увеличивается размер компенсаций, выплачиваемых пенсионерам силовых ведомств, в течение года будет увеличена стипендия студентам вузов, а также денежное довольствие военнослужащим срочной службы. Только для повышения базовой пенсии требуется дополнительно 115 млрд. рублей. А всего сверхплановые расходы в связи с монетизацией льгот составят около 500 млрд. рублей. Они будут профинансированы за счет профицита федерального бюджета, а также из стабилизационного фонда. Таким образом, в экономике опять появляется "денежный навес" и вместе с ним - вероятность роста инфляции сверх намеченных на 2005 год 8,5 процента. Что касается бюджетов муниципальных образований, то здесь необходимо не только изыскивать дополнительные доходы, но и оптимизировать расходы. Многие мэры городов и районов надеются тратить деньги, как и прежде, рассчитывая на возмещение затрат областью и федерацией. Поэтому, как и прежде, бывают, скажем, закупки топлива для местных нужд ... по мировым ценам. Положительным примером оптимизации расходов является городской бюджет Братска на 2005 год. Бюджеты всех уровней должны стать прозрачными - такова позиция президента, и мы в Государственной думе ей следуем.
P.S. К сожалению, Виталий Шуба подробно изложил свою позицию только сейчас, когда волна протестов в связи с монетизацией льгот пошла на убыль. Между тем, именно он был в прошлом году основным докладчиком в Госдуме по законопроекту о замене натуральных льгот денежными компенсациями. Вот бы тогда и выступить перед недовольными людьми...
Юрий Пронин
Байкальские вести
Байкальские вести
+7 (3952) 20-40-99, 20-43-27
amioirk@list.ru
{{ month.name }} {{ month.year }}
{{ day.day }}
{{ day.day }}