Методические рекомендации с практиками развития муниципальной экономики, в том числе реализация проектов муниципально-частного партнерства
05 ноября 2024
Методические рекомендации с практиками развития муниципальной экономики, в том числе реализация проектов муниципально-частного партнерства в 2023 г.
В городе Иркутске:
В целях обмена опытом реализации проектов администрацией города Иркутска разработаны и успешно применяются практики в следующих сферах:
1) «Новые подходы к разработке документов стратегического планирования верхнего уровня (на примере Стратегии социально-экономического развития города Иркутска и Плана мероприятий по ее реализации)».
В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ (далее – 172-ФЗ) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» установлено, что стратегия социально-экономического развития муниципального образования – это документ стратегического планирования, определяющий цели и задачи муниципального управления и социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочный период. Вместе с тем, единый подход к разработке муниципальных стратегий федеральным законодательством не закреплен. В связи с чем администрацией города Иркутска предложен новый подход к формированию единой системы управления стратегическим планированием в городе Иркутске путем пересмотра алгоритмов по разработке и реализации документов стратегического планирования. В настоящее время в городе Иркутске выстроен четкий процесс целеполагания от документов стратегического планирования вышестоящего уровня к нижестоящим. Самым важным шагом в реализации данного процесса стала разработка стратегии социально-экономического развития города Иркутска до 2036 года (далее – Стратегия) и плана мероприятий по ее реализации (далее – План).
Основной целью реализации практики является обоснование новых подходов к разработке Стратегии и Плана, которые могут применяться любыми муниципальными образованиями, что позволит обеспечить ускоренное, устойчивое и комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования, ориентированное на рост уровня жизни населения, совершенствование пространственного развития на основе оптимального использования его производственного, научно-технического, кадрового, инновационного потенциала и его конкурентных преимуществ.
Ключевыми особенностями Стратегии и Плана являются:
- Подход к формированию видения образа будущего города и определения стратегических приоритетов развития города Иркутска и выделения отдельно общесистемных мер, таких как «Муниципальное управление» и «Пространственное развитие» в Стратегии и Плане, которые позволили отделить общесистемные задачи от стратегических.
- Система целеполагания Стратегии содержит несколько вложенных уровней целей и задач: видение, миссия стратегические приоритеты и общесистемные меры, стратегические цели и задачи. Уникальная система целеполагания представлена в виде «дома». В основе – «фундаменте» «дома» заложены так называемые общесистемные меры, обеспечивающие базис для развития и реализации деятельности по основным направлениям развития города. На «фундаменте» выстраивается каркас «дома» – стратегические приоритеты. Это основные направления деятельности, системная работа в реализации которых позволит обеспечить устойчивое и комплексное развитие города. Завершающим элементом – «крышей дома» – является миссия города, реализация которой возможна путем развития всех сфер, на которые направлены векторы стратегического развития.
- Структура документов стратегического планирования города сформирована таким образом, что все документы взаимосвязаны и согласованы между собой, начиная с самого верхнего уровня: цели и задачи Стратегии взаимоувязаны с целями и задачами муниципальных программ. Каждая стратегическая цель сопряжена с задачами по её достижению. В свою очередь каждая задача связана с проектами, направленными на улучшение качества жизни горожан, т.е. сразу обозначено, какой конкретный результат необходимо достичь в итоге.
- Все стратегические приоритеты, стратегические цели и задачи идентичны аналогичным элементам Стратегии и в полном объеме учтены в Плане, а также отражены в муниципальных программах.
- План мероприятий содержит описательную часть, направленную на раскрытие и обоснование выбранных стратегических приоритетов через поставленные в стратегии цели и задачи. План дает общее представление о том, что будет сделано для достижения целей Стратегии, являясь, в свою очередь, «руководством к действиям», при этом не заменяя дорожные карты по реализации отдельных проектов.
- План охватывает все основные сферы развития города вне зависимости от распределения полномочий между муниципальным и региональным уровнями власти. В Стратегии сформулировано комплексное видение развития отраслей городского хозяйства, на уровне Плана реализуются проекты, находящиеся в пределах полномочий муниципалитета и являющиеся структурными элементами муниципальных программ. Также есть частные и региональные проекты, реализуемые на территории города, в которых администрация выполняет вспомогательную роль.
- В соответствии со стратегическими приоритетами и направлениями в Плане указаны цели и задачи с измеримыми показателями по их достижению. Таким образом, цели Плана – измеримы и конкретны, а показатели Плана содержат измеримые результаты реализации проектов, направленные на достижение общественно-значимых результатов.
- Целевые показатели Стратегии и Плана были определены во взаимосвязи с национальными целями развития Российской Федерации в соответствии с Указом Президента РФ от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 года № 2765-р, показателями Стратегии социально-экономического развития Иркутской области на период до 2036 года, утвержденной законом Иркутской области от 10 января 2022 года № 15-ОЗ. Вместе с тем, при планировании целевых показателей учитывалась необходимость решения специфических для города проблем социально-экономического развития с учетом их масштаба и имеющихся ресурсов, направленных на их решение, а также необходимость достижения лучших результатов городов – конкурентов по отдельным направлениям.
- Уникальная структура плана имеет три сценария развития и включает портфель из 174 проектов на общую сумму порядка 400 млрд рублей. Проекты направлены на решение амбициозных задач в жилищно-коммунальной, дорожно-транспортной, инженерной, социальной и иных сферах и определяют перспективы долгосрочного развития города Иркутска до 2036 года. Реализация проектов будет способствовать ускорению социально-экономического развития города Иркутска, развитию всех видов инфраструктур, привлечению средств: федерального и областного бюджетов, инвесторов, госкорпораций, бизнес сообществ и населения.
- При разработке Стратегии и Плана был создан новый элемент Стратегии и Плана – комплексный стратегический проект. Это портфель инициативных проектов, направленный на решение наиболее значимых проблем города Иркутска, отраженных в Стратегии, решение которых требует горизонтального взаимодействия разных органов (структурных подразделений) администрации города Иркутска, а также взаимодействия с Правительством Иркутской области и другими муниципальными образованиями.
- Также впервые за всю историю подготовки стратегии социально-экономического развития города Иркутска, учитывая важность согласования документов пространственного развития и стратегического планирования, в Стратегии проработан пространственный раздел. Он позволил связать проекты с конкретными территориями. По каждому городскому округу определили количественную потребность в объектах социальной, транспортной, инженерной инфраструктур, сбалансированное размещение общественно-деловой и жилой застройки. Таким образом, План мероприятий включая проекты по пространственному развитию 4 городских и 12 отраслевых подцентров города, даёт полное представление о результатах реализации Стратегии и позволяет учесть их при разработке документов градостроительного планирования. В соответствии со статьей 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документов территориального планирования муниципальных образований осуществляется с учетом положений стратегий социально-экономического развития муниципальных образований и планов мероприятий по их реализации. В частности, после утверждения Стратегии актуализирован Генеральный плана города Иркутска.
Стратегия социально-экономического развития города Иркутска на период до 2036 года утверждена решением Думы города Иркутска от 15 ноября 2023 года № 007-20-056745/3.
План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития города Иркутска на период до 2036 года утвержден постановлением администрации города Иркутска от 21 декабря 2023 года № 031-06-930/23.
План был заявлен на IX конкурс муниципальных стратегий 2023 «Лучший План действий по реализации стратегии» на XXI Форуме стратегов в Санкт-Петербурге и стал победителем в группе региональных столиц.
Подходы, обозначенные в практике, позволят муниципальным образованиям более грамотно подойти к процессу выстраивания системы целеполагания «сверху – вниз», учесть пространственные особенности развития конкретного муниципального образования, реализовать комплексные стратегические проекты, выявить наиболее важные городские проблемы и направить ресурсы на их решение, используя понятный, чёткий и согласованный план действий по реализации Стратегии.
2) «Развитие сферы потребительского рынка в городе Иркутске в условиях трансформации экономики».
Практика направлена на трансформацию рынка нестационарных торговых объектов и рекламных конструкций (переход от фактического размещения на размещение в соответствии с договором, заключенным на основании проведенных торгов).
Целью практики является увеличение доходной части бюджета города Иркутска за счет средств от размещения нестационарных торговых объектов и рекламных конструкций.
Для внедрения и реализации в муниципальном образовании описываемой практики проведена масштабная работа по сбору и обработке информации, позволяющей оценить развитие сферы потребительского рынка в рамках разработки Стратегии социально-экономического развития города Иркутска до 2036 года. В 2022 году была проведена тотальная инвентаризация Схемы размещения рекламных конструкций на территории города Иркутска и принята новая (схема была сокращена с 1 282 мест до 453 мест, 84 из которых – это электронные экраны). В целях проведения торгов по продаже прав на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций проведена корректировка муниципальных нормативных актов, регулирующих отношения в сфере наружной рекламы, а именно:
– внесены изменения в Порядок организации и проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на недвижимом имуществе муниципальной собственности города Иркутска, утвержденный постановлением администрации города Иркутска от 28 марта 2014 года № 031-06-344/14;
– внесены изменения в Порядок определения размера платы по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории города Иркутска, утвержденный постановлением мэра города Иркутска от 13 декабря 2007 года № 031-06-2555/7;
– приняты в новой редакции Правила размещения наружной рекламы, утверждённые решением Думы города Иркутска от 3 июня 2013 года № 005-20-470795/3.
В целях упорядочивания размещения нестационарных торговых объектов (далее – НТО) на территории города Иркутска концептуально изменен порядок демонтажа НТО, изменена методика расчета аренды платы за размещение НТО на земельном участке, где стоимость аренды зависит от рыночной стоимости кадастрового квартала.
Результатом работы администрации города Иркутска стало значительное пополнение местного бюджета, в том числе доход бюджета города Иркутска в 2023 году составил в части рекламных конструкций 392 млн руб., НТО – 195,6 млн руб.
3) «Событийный туризм как фактор социально-экономического развития города Иркутска».
Практика нацелена на увеличение турпотока, путем проведения событийных мероприятий на территории города Иркутска.
Задачей практики является создание круглогодичного туризма в городе Иркутске для российских и иностранных туристов.
Событийный туризм в настоящее время является действенным механизмом в создании и продвижении положительного имиджа города и региона в целом. Реализация событийных мероприятий направлена на новое позиционирование города Иркутска, его уникальность, для привлечения и увеличения туристического потока в город Иркутск, что безусловно окажет положительное влияние на экономику региона в целом.
В 2023 году городу Иркутску была одобрена федеральная субсидия на реализацию мероприятий проекта «Ледовый город «Счастье чистой воды» в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Данные проекты удалось реализовать благодаря победе администрации города Иркутска в 2022 году во Всероссийском конкурсе, проводимом Федеральным агентством по туризму (ныне функции переданы в Министерство экономического развития Российской Федерации).
Всего на реализацию событийного мероприятия «Ледовый город «Счастье чистой воды» было предусмотрено 50,2 млн рублей, в том числе софинансирование:
– из федерального бюджета – 37,047 млн рублей;
– из областного бюджета – 1,5 млн рублей;
– из местного бюджета – 0,5 млн рублей;
– внебюджетные источники – 11,1 млн рублей.
Для данного проекта, являющегося социально-значимым городским проектом, была проведена работа по дополнительному привлечению внебюджетных источников финансирования с применением механизма соглашений о социально-экономическом сотрудничестве между администрацией города Иркутска и хозяйствующими субъектами. Дополнительно привлечено порядка 4 млн рублей.
Также было предусмотрено продвижение (анонсирование) событийного мероприятия в федеральных и региональных средствах массовой информации, что непосредственно привело к увеличению туристического потока в город Иркутск из других регионов страны.
В рамках проекта «Ледовый город «Счастье чистой воды» с 15 ноября по 20 декабря 2023 года в историческом центре города Иркутска вдоль туристического пешеходного маршрута «Зеленая линия» была установлена ледовая инфраструктура (арт-объекты с иллюминацией). Город Иркутск превратился в настоящую ледовую сказку. К данному событийному мероприятию был разработан брендбук, сувенирная продукция и брендированная одежда в тематике «Счастье чистой воды». Был организован гастрономический фестиваль. На всех локациях в период проведения событийного мероприятия была организована концертная программа.
Проведение событийного мероприятия «Ледовый город «Счастье чистой воды» повлияло на улучшение следующих показателей в городе Иркутске:
– продолжительность пребывания туристов в городе;
– увеличение туристического потока в межсезонье.
Мероприятия в рамках проекта «Ледовый город. Счастье чистой воды» посетили более 55 тысяч человек за период с 15 ноября по 20 декабря 2023 года, что безусловно оказало значительный экономический (финансовый) эффект для города Иркутска.
Проект «Ледовый город «Счастье чистой воды» был отмечен на федеральном уровне заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрием Чернышенко, как одна из четырех самых популярных точек притяжения в стране в новогодние праздники, наряду с Великим Устюгом, Суздалем и Рождественской ярмаркой в Санкт-Петербурге.
В городе Черемхово:
- Жилищно-коммунальное хозяйство. В рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Иркутской области» государственной программы Иркутской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергоэффективности Иркутской области» в 2023 году заключен контракт на выполнение работ по капитальному ремонту магистрального водопровода протяженностью 4255,1м с общей суммой финансирования 142,823 млн. рублей. Выполнение работ запланировано на 2023-2025 годы.
По программе «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, в 2019-2025 годах» введен в эксплуатацию первый 8ми этажный дом (4,1 тыс. кв. м, 258,8 млн руб, переселено 182 человека).
Обратной стороной развития жилищного строительства стало увеличение нагрузки на существующую инженерную инфраструктуру. Поэтому город вошел в федеральную программу «Стимул», получив из разных уровней бюджета 77 млн рублей на реконструкцию сетей водоотведения, водопроводных и тепловых сетей. Протяженность построенных и реконструированных инженерных сетей составила 1 км 728 м.
- Дорожное строительство. Черемхово входит в Ангарскую агломерацию. Особое внимание уделяется гарантийному обслуживанию автодорог, выявленные замечания подрядчики устраняли за свой счет. По национальному проекту «Безопасные качественные дороги» были проведены ремонты по четырем улицам общей протяженностью 6 км 28 м
- Социальная сфера. В июле 2023 года после капитального ремонта был открыт детский сад № 43, в котором созданы 90 мест для детей раннего возраста. Дополнительно группы были оснащены инвентарем на более чем 6,5 млн руб, в том числе по проекту «Народные инициативы».
Обновленная школа № 3 приняла учеников 1 сентября 2023 года. Работы велись и по федеральной программе по капитальному ремонту образовательных учреждений (58,857 млн руб).
В 2023 году начат капитальный ремонт детсада № 26 (32,078 млн руб) и капитальный ремонт одной из самых больших учебных заведений города – школы № 1, в которой восстановят бассейн. Цена контракта 212,481 млн руб.
Самое долгожданное событие года - начало строительства так необходимого в центре города детского сада (206 млн руб). Объект планируется к открытию в конце 2024 года.
2023 год ознаменовался масштабными мероприятиями по капитальным ремонтам зданий Дворца культуры «Горняк» (завершен, 104,425 млн. руб), Дома культуры им. Горького (82,108 млн руб, завершение декабрь 2024 года) и реконструкцией Парка культуры и отдыха (126 млн руб).
В Заларинском районе:
С 2022 года по 1 полугодие 2024 года, в рамках муниципально-частное партнерства реализованы следующие проекты:
В социальной сфере:
В 2022 году оказана помощь в капитальном ремонте здания спорткомплекса в р.п. Залари на сумму 7 315,5 тыс. руб.; строительство школы с. Бажир и т.д. - 7 776,6 тыс. руб.;
В 2023 году обеспечение оборудованием школы в с. Бажир и т.д. – 120 тыс. руб.
В 2024 году завершено строительство физкультурно-оздоровительный комплекс в п.Залари на реализацию мероприятий по строительству физкультурно-оздоровительного комплекса р.п.Залари 16 576 тыс. руб.
Иные сферы:
В 2022 году оказание помощи в подготовке проектно-сметной строительства сетей инфраструктуры автодорог, водопровода, сетей электроснабжения под комплексную застройку территории микрорайона «Северный» с. Бажир на сумму 9 845,4 тыс. руб.; на оказание помощи муниципальным образованиям района в строительстве, текущем ремонте, в подготовке проектно-сметной документации социально значимых объектов - 1 013,7 тыс. руб.
Сокращение полномочий муниципальных образований, недостаточный объем; бюджетных средств на реализацию крупных инвестиционных проектов.
+7 (3952) 20-40-99, 20-43-27
amioirk@list.ru
{{ month.name }} {{ month.year }}