Общероссийское совещание Советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации
13 июля 2015
Общероссийский Конгресс муниципальных образований (ОКМО) провел 8 июля 2015 года в Государственной Думе общероссийское совещание, на котором были рассмотрены основные направления развития ОКМО и республиканских, областных и краевых советов муниципальных образований России.
В Совещании принял участие Заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Сергей Иванович Неверов, который открывая совещание, подчеркнул, что муниципальное сообщество не должно оставаться в стороне от решения ключевых вопросов развития государства. Президент Владимир Путин в своём послании Федеральному Собранию в декабре 2013 года назвал важнейшей задачей создание в России сильной, независимой, финансовой самостоятельной власти на местах. Опыт других стран показывает, что это возможно лишь при наличии сильной национальной ассоциации местных властей. «От качества работы муниципального уровня власти зависит очень многое. В нашей стране интересы муниципального сообщества представляет Общероссийский конгресс муниципальных образований, состоящий из региональных объединений муниципалитетов», - сказал С. И. Неверов.
В докладе Президента Общероссийского Конгресса муниципальных образований, председателя Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления В. Б. Кидяева основное внимание было уделено тому, что Конгресс должен стать ведущей диалоговой площадкой для муниципалов, посредником между муниципальной, региональной федеральной властью, стать третьей палатой парламента
Виктор Борисович отметил, что год назад в России начался новый этап развития местного самоуправления, был принят 136-й федеральный закон, направленный на создание новых видов муниципальных образований и изменивший порядок формирования органов местного самоуправления. В законе о стратегическом планировании тоже появился муниципальный компонент. На прошлой неделе был принят закон «О государственно-частном и муниципально-частном партнерстве в РФ», совершенствуется правовая база по кадровому вопросу.
В докладе было подчеркнуто, что вопросы, которые есть на местах, нужно доводить до руководства страны, отмечена значимость обратной связи между федеральным центром и муниципалитетами. Площадкой для продвижения интересов муниципалитетов является ОКМО, у которого есть большой потенциал. Будет обновлена её структура, расширен план мероприятий. Например, раз в квартал пройдут видеоконференции с участием Советов муниципальных образований, два раза в год – общее собрание СМО. В федеральных округах в течение года состоятся окружные совещания представителей Советов местного самоуправления и представительств Президента.
«Нерешённым пока остаётся главный вопрос – финансы. Тут есть некоторые подвижки, но время сейчас непростое, и над этим вопросом нам с вами предстоит поработать самым тщательным образом».
Заместитель министра финансов Российской Федерации Л. В. Горнин заверил, что исполнение местных бюджетов сбалансировано, и есть тенденция к сокращению задолженности. В 2014 и 2015 году федеральный бюджет предоставил регионам по 150 миллиардов рублей на замещение коммерческих кредитов государственными, под символические 0,1 процент годовых. Эта практика должна распространиться и на субъекты, считает Горнин, - это уменьшит нагрузку на муниципалитеты в части обслуживания коммерческих кредитов. По его словам, важно принять взвешенное решение и по передаче части налогов на местный уровень. Общее же мнение таково, что передача части налогов на местный уровень будет стимулировать муниципальное развитие и самостоятельность.
В ходе совещания главы и руководители исполнительных дирекций Ассоциаций и Советов муниципальных образований поделились своим опытом решения муниципальных проблем, рассказали о своём видении развития ОКМО.
С докладом «О деятельности палат и секций Ассоциации по реализации полномочий органов местного самоуправления и синхронизации деятельности с Правительством и Законодательным собранием Иркутской области» выступила исполнительный директор Зоя Андреевна Масловская.
Доклад
исполнительного директора некоммерческой организации «Ассоциация муниципальных образований Иркутской области» в Государственной Думе на Общероссийском совещании Советов муниципальных образований Российской Федерации. Москва 2015 год.
- Сегодня для Ассоциации муниципальных образований Иркутской области в определенной мере знаменательный день. Впервые за все время деятельности нам представилась возможность сделать сообщение перед уважаемым собранием о деятельности наших палат и секций.
Коротко об истории создания Ассоциации.
В марте 2003 года состоялась государственная регистрация некоммерческой организации "Ассоциация муниципальных образований Иркутской области", созданной в результате преобразования некоммерческой общественной организации "Ассоциация мэров городов и районов Иркутской области". Решением Совета Ассоциации образована Исполнительная дирекция. В состав преобразованной Ассоциации тогда вошли все 37 муниципальных образований Иркутской области.
Сегодня Ассоциация, согласно Закону 131-ФЗ и своему Уставу, является экспертной организацией в сфере местного самоуправления, обеспечивающей оперативное взаимодействие и обмен мнениями от самого малого сельского поселения до муниципальных районов и городских округов.
Членами Ассоциации сегодня являются все районные муниципальные образования, городские округа и большинство городских и сельских поселений.
Ассоциация не решает вопросы местного значения на конкретных территориях, а создает в первую очередь систему коммуникаций муниципалитетов между собой, с органами государственной власти, а также предлагает механизмы для быстрого поиска решения острых проблемных вопросов, создавая для своих членов «пространство возможностей» - обучаться, получать правовую, методическую, информационную поддержку, продвигать законодательные инициативы.
Начиная с 2006 года, когда было принято решение о создании Палат и Секций, с учетом задач и проблем, стоящих перед органами местного самоуправления избираются Правления Палат и Секций в состав которых входят специалисты органов местного самоуправления всех муниципальных образований, отвечающие за определенные направления деятельности.
На сегодняшний день сформировано и работают 4 Правления Палат по видам муниципальных образований (городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений), и 7 секций по сферам деятельности органов местного самоуправления:
- Бюджетный процесс и социально-экономическое развитие территорий (с2015 года это объединенная секция).
- Реализация полномочий органов местного самоуправления в социальной сфере.
- Обустройство территорий. Реформа ЖКХ.
- «Земельно-имущественные отношения, градостроительная политика» (объединенная секция с 2015 года).
- Проблемы становления и развития местного самоуправления.
- Реализация полномочий представительных органов местного самоуправления.
- Информатизация органов местного самоуправления.
Взаимодействие Ассоциации с органами государственной власти Иркутской области строится в соответствии с Законом Иркутской области от 8 декабря 2009 г. № 93/59-ОЗ «О полномочиях органов государственной власти Иркутской области по взаимодействию с советом муниципальных образований Иркутской области».
Для согласования интересов муниципальных образований и органов государственной власти при решении общих задач, гласности, законности, добровольности, взаимной ответственности в 2014 году по предложению Губернатора области С. В. Ерощенко, были внесены изменения в Устав Иркутской области, и Ассоциация получила право законодательной инициативы. Это, безусловно, создает новые возможности для муниципального сообщества области для продвижения своих интересов, влияния на формирование регионального правового поля.
Сегодня все региональные законопроекты и нормативно-правовые акты, касающиеся местного самоуправления, направляются органами государственной власти Иркутской области в Ассоциацию, которая организует их обсуждение и проводит своеобразную муниципальную экспертизу.
В 2014 году наши поправки были учтены при обсуждении 60 проектов областных нормативных правовых актов, а в пером полугодии 2015 года эта цифра составила – 46.
Представители Ассоциации участвуют в работе комитетов и постоянных комиссий Законодательного собрания, в депутатских слушаниях. Положительную оценку получила и практика проведения в рамках сессий Законодательного собрания муниципального часа, где мэры и председатели дум имеют возможность донести до депутатов свои предложения о мерах, принимаемых органами местного самоуправления в рамках социально-экономического развития муниципальных образований.
Исполнительной дирекцией в 2014 году (хочу особо обратить ваше внимание) получено 2764 письма и 1645 уже за 2015 год от муниципальных образований – это и ответы на наши запросы, и обращения. Практически на все обращения представлены квалифицированные ответы и направлены соответствующие письма, запросы в органы государственной власти области.
От органов государственной власти в 2014 области получено более 600 писем и запросов, а за истекший период 2015 года – 335 писем.
При организации работы палат и секций Совет Ассоциации уделяет особое внимание взаимодействию и синхронизации своих действий с органами государственной власти региона. В результате обмена мнениями, достаточно конструктивного диалога с руководителями областных Министерств по целому ряду вопросов удалось выработать рекомендации органам местного самоуправления по наиболее эффективному участию в областных государственных программах, их реализации и разработки соответствующих муниципальных программ.
Секция «Бюджетный процесс и социально-экономическое развитие территорий».
Во многом благодаря совместной работе секции «Бюджетный процесс и социально-экономическое развитие территорий» с Министерством финансов и комитетом по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Законодательного Собрания Иркутской области, активному и постоянному участию в деятельности Ассоциации министра финансов Н. В. Бояриновой и председателя комитета Н. И. Дикусаровой удалось разработать достаточно эффективную методику распределения дотаций на сбалансированность, субсидии за эффективность бюджетных расходов муниципальных образований, и в целом ряде случаев своевременно предупредить финансовую несостоятельность (неплатежеспособность) ряда муниципальных образований.
В 2014 году Правление секции провело 6 заседаний, а в 2015 году уже 4.
Сегодня на базе секции создана рабочая группа по разработке новых методик распределения межбюджетных трансфертов в свете перераспределения вопросов местного значения между районами и сельскими поселениями.
В постоянном режиме Секцией вносятся и учитываются органами государственной власти предложения по совершенствованию рекомендаций по определению численности работников местных администраций и их заработной платы.
Основными вопросами, над решением которых работает Ассоциация, является не только исполнение бюджетов, но и многочисленные вопросы реализации различных федеральных и целевых программ, вопросы исполнения органами местного самоуправления своих полномочий в различных сферах.
Палата сельских поселений.
Для реализации этих задач в апреле 2014 года было проведено расширенное заседание Палаты сельских поселений на базе Хомутовского муниципального образования, в котором приняли участие 155 глав сельских поселений. При участии Министерств экономического развития, имущественных отношений, Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок были разработаны рекомендации по реализации проекта «Народные инициативы» в сельских поселениях, по проблемным вопросам реализации Постановления Правительства Иркутской области «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов …» и реализации Федерального Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Замечу, что реализация данного Закона постоянно находится в центре внимания Ассоциации. В декабре месяце был проведен Семинар-совещание, где были проанализирован опыт работы органов местного самоуправления по реализации Федерального Закона № 44, о результатах мониторинга в сфере закупок продуктов питания социальными учреждениями по повышению активности участия местных товаропроизводителей в формировании областных и муниципальных заказов. Особое внимание было уделено результатам проверок качества закупаемых продовольственных товаров для нужд учреждений социальной сферы Иркутской области.
Секция «Земельно-имущественные отношения и градостроительная политика».
Значительную работу в 2014 году провела секция «Земельные и имущественные отношения» (3 заседания) по вопросам оформления права собственности на земли в границах населенных пунктах и права собственности на муниципальное имущество в городских и сельских поселениях. Секция в оперативном порядке отслеживала ситуацию и оказывала юридическую помощь в связи с проведением государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов. Секцией был подготовлен аналитический материал, указывающий на вероятные дефекты произведенной кадастровой оценки земель при оспаривании собственниками и арендаторами действующей кадастровой стоимости.
В феврале 2015 года исполнительная дирекция и секция Ассоциации «Земельно-имущественные отношения и градостроительная политика» организовали семинар на тему «Земельно-имущественные отношения в 2015 году: новые требования земельного права, законодательства о регистрации и кадастре», в котором приняло участие более 250 специалистов и руководителей муниципальных образований.
Секция «Обустройство территорий, реформа ЖКХ».
В 2014 г. среди наиболее острых проблем, стоявших перед местными властями, оставались капитальный ремонт жилого фонда, расселение ветхого, аварийного жилья, нерентабельные пассажирские перевозки. И эта особая задача, несмотря на решение других проблем, выпала на Правление секции «Обустройство территории, реформа ЖКХ».
В 2015 году секция вновь провела расширенное совещание по вопросу капитального ремонта МКД, где принял участие Руководитель Регионального фонда Микуляк А.С., и министр жилищной политики Иркутской области Носков И.Н. Благодаря этому мероприятию удалось выработать механизмы взаимодействия органов местного самоуправления и регионального фонда капитального ремонта по разработке и утверждению краткосрочных планов капитального ремонта. Были внесены изменения в Закон Иркутской области от 27 декабря 2013 года № 167-ОЗ «Об организации и проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Иркутской области» в части изменения сроков подготовки проектов краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта на следующий календарный год.
Рассмотрены итоги лицензирования Управляющих компаний Иркутской области. Заместителем председателя лицензионной комиссии по рекомендации Ассоциации является председатель правления секции В.С. Орноев.
Секция «Реализация полномочий органов местного самоуправления в социальной сфере».
В рабочем порядке членами Правления Секций обсуждались проблемы социально-экономического развития муниципальных образований, развития материальной базы и повышения заработной платы работников образования, реализации целевых программ по работе с детьми и молодежью, по профилактике наркомании и токсикомании. Естественно, что наиболее активно по этим вопросам работали секции Ассоциации «Реализация полномочий органов местного самоуправления в социальной сфере» и «Участие органов местного самоуправления в социально-экономическом развитии территорий муниципальных образований».
В марте 2015 года прошло заседание секции, где были рассмотрены вопросы организации и обеспечении отдыха, оздоровления и занятости несовершеннолетних (выступила заместитель министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Раиса Владимировна Ануфриева); о реализации Федерального Закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании», согласно части 8 статьи 47 которого педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселков городского типа) имеют право на представление компенсации расходов на оплату отопления жилых помещений.
Члены Правления секции отметили, что 8 районных муниципальных образований добились 100% охвата населенных пунктов поставщиками твердого топлива. Совместно с Министерством социальной защиты были разработаны рекомендации порядку компенсации фактических расходов на оплату отопления и приобретения твердого топлива педагогическим работникам.
Рассмотрен вопрос и даны рекомендации о необходимости оснащения школьных транспортных средств (автобусов) тахографами, решения проблем по их установке, использованию и обслуживанию транспортных средств.
Рекомендации Правления секции «Реализация полномочий органов местного самоуправления в социальной сфере» были направлены всем заинтересованным министерствам и ведомствам.
Палата городских поселений
Основным направлением экспертной работы в разработке рекомендаций, проводимой в течение года Палатой городских поселений была деятельность по участию в разработке правил землепользования обусловленных изменениями в Федеральный Закон № 137 «О введении в действие Земельного кодекса РФ», созданию дежурной кадастровой карты поселений в электронном виде, рекомендаций по корректировке штатного расписания для формирования кадрового состава, который будет осуществлять исполнение полномочий по распоряжению земельными участками с 1 марта 2015 года, приобретению географической информационной системы «ИнГео» для создания, хранения и редактирования графической и картографической информации.
Самое пристальное внимание Палаты было сосредоточено на реализации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. В том, что по итогам 2014 года ликвидировано 98,5 тысяч квадратных метров аварийного жилья, наверное, есть и вклад членов Правления Палаты.
Секции «Реализация полномочий представительных органов местного самоуправления» и «Проблемы становления и развития местного самоуправления».
Правлениями этих секций в марте 2014 года проведено совместное расширенное совещание, где были рассмотрены лучшие практики муниципального управления по реализации на территории муниципальных образований указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года. В том числе опыт работы ОМС Балаганского, Зиминского, Нукутского, Усть-Удинского районов и города Зимы. Даны рекомендации органам местного самоуправления в части активизации и упорядочения работы.
Органам государственной власти о выделении дополнительных средств из областного бюджета в рамках ДЦП «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилого фонда в Иркутской области на 2013-2015 годы» для строительства нового жилья и ликвидации аварийного и ветхого жилищного фонда с учетом реальной потребности;
- о выделении дополнительных средств из областного бюджета на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт детских дошкольных образовательных учреждений с учетом расходов на финансирование проектно-сметной документации.
Наши предложения были учтены при корректировке областного бюджета на 2014 и формировании бюджета на 2015 год.
Так, например в прошлом году в г. Черемхово введено в эксплуатацию 25,2 тыс. кв. м жилья - это в три раза больше, чем годом ранее. Из аварийного жилищного фонда за два последних года переселили 935 человек с площади более 17 тыс. кв. м. В этом году в городе шахтеров для переселенцев из ветхого и аварийного жилья сдадут еще четыре многоквартирных дома.
В Братске в 2014 году были сданы в эксплуатацию пять жилых домов, строительство которых началось в 2013 году за счет средств, полученных из государственной корпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ» и из бюджета Иркутской области. Всего в прошлом году в Братске в новостройки переселены 366 жителей
Запланирована реконструкция и капитальный ремонт городских улиц – на эти цели будет направлено 120 млн. рублей из средств Дорожного фонда Иркутской области на условиях софинансирования из городского бюджета. На ремонт дорог в садово-огороднические кооперативы будет израсходовано 40 млн. рублей. В городе возводятся два новых детских сада.
В 2015 году в Тулуне планируется строительство детского сада под выкуп на 140 мест. На данный момент муниципалитет выделил земельный участок, ведется привязка проекта к местности. За счет средств областного бюджета будет проведен капитальный ремонт корпуса детского сада «Жемчужинка», в результате которого будет дополнительно введено 45 мест.
После ввода в конце лета 2015 года здания детского сада на 240 мест будет ликвидирована очередь территории Мегетского муниципальном образовании.
В прошлом году в муниципальных образованиях области сдали 35 детсадов, началось строительство школ. С участие муниципалитетов разрабатывается долгосрочная программа создания в регионе новых мест в школах области для постепенного перевода обучения на односменный режим – обозначенный в Послании Губернатора Иркутской области как проект «Большая перемена». Сейчас региону необходимы 68 новых школ, всего в регионе дополнительно требуется 67 тысяч школьных мест, причем наиболее остро проблема стоит в Иркутске и районе Строительство школ с участием муниципалитетов в регионе ведется по нескольким государственным программам: в рамках программы “Развитие образования” было выделено 344,7 миллиона рублей для строительства школы на 520 мест в поселке Залари, еще 906,7 миллиона рублей на строительство четырех сельских школ выделено по программе “Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014 - 2020 годы”.
В этой работе принимали участие члены всех Палат и секций нашей Ассоциации.
Секция «Информатизация органов местного самоуправления».
В марте 2014 проведено расширенное заседание по вопросам организации и технического обеспечение межведомственного информационного взаимодействия в электронном виде в органах местного самоуправления Иркутской области, в том числе обеспечение предоставления р-сведений от органов местного самоуправления через региональную систему межведомственного электронного взаимодействия, обеспечения готовности к взаимодействию с ГАУ «Иркутский областной многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» с органами местного самоуправления в целях внедрения принципа «одного окна» при предоставлении муниципальных услуг. Проанализированы организационные, нормативные и технологические аспекты.
Ассоциация, учитывая многие факторы, в том числе и кадровую проблему в муниципальных образованиях, для координации работы и привлечения специалистов из организаций, занимающихся деятельностью, связанной с повседневной работой органов местного самоуправления продолжила работу по реализации договоров о сотрудничестве с Контрольно-счетной палатой Иркутской области, Управлением Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области, Федеральной налоговой службой по Иркутской области, Управлением Министерства юстиции и Прокуратурой Иркутской области.
Соглашения позволяют достаточно системно проводить совместные обсуждения проблемных вопросов применения действующего законодательства в сфере местного самоуправления, разрабатывать предложения о внесении изменений в федеральные и региональные нормативные правовые акты, оказывать муниципалитетам помощь в разработке модельных правовых актов, обеспечивая их точное соответствие федеральному и региональному законодательству.
Обмен аналитической и статистической информацией, представляющей взаимный интерес, позволяет совершенствовать областное законодательство по межбюджетным отношениям, проводить анализ практики применения законов в сфере финансового контроля, проводить семинары и другие мероприятия по вопросам, затрагивающим интересы муниципальных образований.
За истекший период, члены Совета, исполнительная дирекция, правления Палат и секций Ассоциации старались способствовать поддержанию и развитию конструктивного диалога органов государственной власти области и органов местного самоуправления, помогать муниципальным образованиям в реализации вопросов местного значения.
Прошедший год показал, что Совет Ассоциации муниципальных образований области стал важным и эффективным элементом системы управления. Не дублируя ничьих полномочий, мы принимаем на себя некоторые функции по организации процессов решения, как вопросов местного значения, так и государственных задач, которые могли бы повысить качество муниципального управления. И мы все вместе с Правительством и Законодательным собранием области ищем пути их решения, и добиваемся значимых результатов по развитию муниципальных образований Иркутской области. (Конец доклада).
По итогам совещания будет подготовлена стратегия развития и структура Общероссийского Конгресса муниципальных образований, которая будет утверждена осенью 2015 года после широкого обсуждения в муниципалитетах Российской Федерации.
+7 (3952) 20-40-99, 20-43-27
amioirk@list.ru
{{ month.name }} {{ month.year }}