Ответ Администрации Иркутской области на Обращение Ассоциации

04 июля 2008

О рассмотрении обращения

Уважаемый Юрий Александрович!

Администрация Иркутской области, рассмотрев Ваше обращение от 19 мая 2008 года №106/02-08 по вопросу финансового состояния бюджетов муниципальных образований Иркутской области и сообщает следующее.

Обеспечению бюджетов муниципальных образований средствами для исполнения возложенных на них полномочий служит межбюджетное регулирование, основными инструментами которого являются:

-установление нормативов отчислений в местные бюджеты от налогов, подлежащих зачислению в областной бюджет;

-предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности местных бюджетов из фондов финансовой поддержки, финансовая помощь из фонда софинансирования расходов и иные межбюджетные трансферты;

-перечисление «отрицательных трансфертов» из бюджетов наиболее обеспеченных бюджетными доходами муниципальных образований.

В целях повышения заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении доходов местных бюджетов, руководствуясь Методическими рекомендациями субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям по регулированию межбюджетных отношений, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27 августа 2004 года №243, Законом Иркутской области «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты» за бюджетами муниципальных районов (городских округов) закреплены налоговые доходы, которые в наибольшей степени отвечают следующим критериям:

-органы местного самоуправления муниципальных образований имеют возможность существенным образом влиять на базу налогообложения и собираемость налогов;

-налоговая база равномерно распределена по территории области;

-мобильность налоговой базы относительно невысока;

-налоги непосредственно связаны с уровнем благосостояния (доходами и собственностью) населения, проживающего на данной территории.

В целом с начала реализации на территории Иркутской области реформы местного самоуправления рост налоговых, неналоговых доходов местных бюджетов составил 2,4 раза и составил в 2008 году 23 млрд. рублей, в том числе объем налоговых доходов, дополнительно закрепленных за местными бюджетами, оценивается порядка 3 млрд. рублей.

В целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований в областном бюджете сформированы Фонды финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) и поселений, общий объем которых в 2008 году составляет 3 584,5 млн. рублей, с ростом к 2005 году в 2,7 раза. Объем Фондов финансовой поддержки муниципальных образований округа предусмотрен в сумме 453,6 млн. рублей.

В целях обеспечения финансовыми ресурсами исполнения органами местного самоуправления социально-значимых расходов местных бюджетов из областного бюджета за счет средств областного и федерального бюджетов предоставляются субсидии, рост которых по отношению к 2005 году составил 1,7 раза.

Вместе с тем, на исполнении местных бюджетов негативно отражается значительный объем накопленного муниципального долга и кредиторской задолженности.

В связи с чем, в областном бюджете ежегодно предусматривается финансовая помощь на погашение муниципального долга, образовавшегося в связи с несбалансированностью местных бюджетов, а также в 2006-2007 годах выделена финансовая помощь на погашение задолженности муниципальных бюджетных учреждений перед внебюджетными фондами.

Нужно отметить, что основной объем муниципального долга образовался из-за недостатка финансовых средств на выплату работной платы работников бюджетной сферы, на оказание поддержки предприятиям жилищно-коммунального хозяйства, оплаты коммунальных услуг бюджетных учреждений. В целях обеспечения данных расходов муниципальных образований финансовыми средствами, в областном бюджете предусматриваются:

-субсидии в целях софинансирования расходных обязательств по выплате заработной платы с начислениями на нее работникам учреждений образования, здравоохранения, культуры и социальной политики. Выделение субсидии позволило сократить объем, выдаваемых на эти цели бюджетных кредитов, а также ликвидировать кредиторскую задолженность по выплате заработной платы в городских округах и муниципальных районах;

-начиная с IV квартала 2007 года - субсидии в целях софинансирования расходных обязательств по организации в границах муниципального образования электро-, тепло-, водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом на частичное возмещение расходов организаций, оказывающих коммунальные услуги населению. Выделение субсидии позволило своевременно оплачивать приобретаемое топливо и не допустить срыва отопительного сезона 2007-2008 годов.

В целях недопущения дальнейшего роста объема муниципального долга, исключения фактов превышения предельного размера дефицита местных бюджетов, связанных с реализацией наиболее затратных полномочий органов местного   самоуправления,   в   настоящее   время   в   Законодательное   собрание Иркутской области внесен проект закона «О внесении изменений в Закон Иркутской области «Об областном бюджете на 2008 год», предусматривающий оказание финансовой помощи по следующим направлениям:

-на обеспечение своевременной выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы поселений - выделение субсидии в сумме 200 млн. рублей;

-на проведение планово-предупредительных мероприятий по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы к зиме -выделение субсидии в сумме 450 млн. рублей;

-для муниципальных районов (городских округов) в бюджетах которых в 2008 году произошло снижение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности по сравнению с предыдущим годом, вызванное ростом начислений (поступлений) по налоговым платежам, предлагается выделение дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов. При определении данной дотации в целях стимулирования органов местного самоуправления в повышении качества управления муниципальными финансами использованы коэффициенты, учитывающие работу органов местного самоуправления за предыдущий год по увеличению доходной базы местных бюджетов, проведению мероприятий по снижению кредиторской задолженности и объема муниципального долга.

В целях дальнейшего совершенствования межбюджетных отношений в Иркутской области разработан проект закона «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты», который устанавливает единые подходы к формированию межбюджетных отношений на территории объединенной Иркутской области и предусматривает полное задействование всех механизмов регулирования межбюджетных отношений, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Принятие данного законопроекта позволит:

-увеличить объем межбюджетных трансфертов, распределяемых на формализованной основе;

-осуществлять замену дотаций дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц;

-ввести в действие механизм взимания «отрицательных трансфертов» из бюджетов муниципальных районов (городских округов) и бюджетов поселений;

-заложить основу для осуществления среднесрочного планирования местных бюджетов в связи с установлением нормативов отчислений в местные бюджеты от налогов, зачисляемых в областной бюджет, на срок не менее трех лет.

В части внесения предложений в Государственную Думу Российской Федерации и Правительство Российской Федерации по закреплению за местными бюджетами единого налога на вмененный доход, иных форм налогообложения малого и среднего бизнеса, налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и части акцизов необходимо отметить следующее.

В соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов (городских округов) зачисляются налоговые доходы от единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 90%, единого сельскохозяйственного налога: в бюджеты муниципальных районов - по нормативу 30%, в бюджеты городских округов - 60%. Кроме этого, в соответствии со статьей 11 проекта закона области «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты» установлены нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов (городских округов) от единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения - 100%.

Установление нормативов отчислений в бюджеты муниципальных образований от налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций является нецелесообразным, учитывая неравномерность распределения налоговой базы по муниципальным образованиям области - более 70%) всех поступлений в бюджет от налога на прибыль (73%) и налога на имущество организаций (76%>) мобилизуется с территории трех муниципальных образований Иркутской области - г.о. Иркутска, г.о. Братска и Ангарского муниципального района.

Основной причиной нецелесообразности закрепления нормативов отчислений в доходы местных бюджетов по налогу на прибыль организаций является действие абзаца 2 п. 2 статьи 288 НК РФ, в соответствии с которым налогоплательщик, имеющий несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации, уведомив о принятом решении до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, налоговые органы, в которых налогоплательщик состоит на налоговом учете по месту нахождения своих обособленных подразделений.

По налогу на имущество организаций применяется аналогичная схема уплаты налога налогоплательщиками, имеющими несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации.

В результате субъективный фактор (личные договоренности между администрацией и руководством организации) может кардинальным образом влиять на объемы поступлений по налогам.

По итогам 2007 года практически весь объем поступлений по акцизам мобилизован в областной бюджет с территорий трех муниципальных образований: г. Иркутск, г. Братск и Иркутский район, что также свидетельствует о нецелесообразности передачи нормативов отчислений по данному виду доходов в местные бюджеты.

В части утверждения государственных или региональных единых социальных стандартов и финансовых нормативов необходимо отметить, что в соответствии со статьей 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 20 августа 2004 года №120-ФЗ) формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Таким образом, исключается утверждение единых социальных стандартов и финансовых нормативов, так как установление и исполнение расходных обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации   и   муниципальных   образований   в   соответствии   со   статьями   7-9 Бюджетного кодекса Российской Федерации относится к бюджетным полномочиям соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Также сообщаю, что в процессе исполнения областного бюджета при наличии дополнительных доходов планируется рассмотреть вопрос увеличения финансовой помощи местным бюджетам.

Заместитель Губернатора Иркутской области

В.И. Пашков

Приложение:

Оригинал письма с реквизитами

Также в этом разделе:

Проект Закона Иркутской области "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по регулированию тарифов на тепловую энергию"

04 июля 2008

Расширенный учебно-практический семинар – совещание Секций Ассоциации «Земельные и имущественные отношения» и «Реализация полномочий органов местного самоуправления в области градостроительства»

07 июля 2008
Состоится 24 июля 2008 года с 10.00-19.00 ч. в г. Ангарске, 29 микрорайон - ул. Ленинградский проспект МОРУЦ ОАО «АНХК»

Проект Закона Иркутской области «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по определению персонального состава и обеспечению деятельности административных комиссий»

10 июля 2008
Просим Вас рассмотреть указанный проект закона и направить свои предложения и замечания в адрес Исполнительной дирекции

Второе Общероссийское совещание ОКМО

25 июня 2008
Проблемы местного самоуправления на завершаюшем этапе муниципальной реформы стали основной темой Второго Общероссийского совещания ОКМО

Проект закона «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений в местные бюджеты»

25 июня 2008
Просим вас рассмотреть проект закона Иркутской области «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений в местные бюджеты» и направить замечания и предложения в адрес исполнительной дирекции Ассоциации

Закон Иркутской области «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте до 23 лет, жилыми помещениями в Иркутской облас

20 июня 2008
Просим Вас рассмотреть указанный проект закона и направить свои предложения и замечания в адрес Исполнительной дирекции

  +7 (3952) 20-40-99, 20-43-27
  amioirk@list.ru

Новости

 

Календарь событий

 

© 2004-2024 НО «Ассоциация муниципальных образований Иркутской области»

Некоммерческая организация «Ассоциация муниципальных образований Иркутской области» в соответствии со ст. 8, 66 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является советом муниципальных образований Иркутской области. Некоммерческая организация «Ассоциация муниципальных образований Иркутской области» создана в результате преобразования некоммерческой общественной организации «Ассоциация мэров городов и районов Иркутской области».