ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРАВОВОЙ ОБЗОР Общероссийского Конгресса муниципальных образований 30 июня 2021 года
07 июля 2021
Законодательство субъектов Российской Федерации
по вопросам взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации с советами муниципальных образований субъектов Российской Федерации
В год 15-летия создания системы советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации (далее – Советы, СМО) актуализируется вопрос о развитии правового статуса СМО как участника публично-властных отношений на региональном уровне, имеющего большой экспертный и представительский потенциал.
В настоящий обзор вошли специальные законы субъектов Российской Федерации, регулирующие взаимодействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации
с Советами, а также учтены нормы основных законов (конституций, уставов) субъектов Российской Федерации, определяющие статус Советов. В отношении субъектов Российской Федерации, где такие законы отсутствуют – использованы положения других законов субъектов Российской Федерации.
Общероссийский Конгресс муниципальных образований ранее подготовил модельный закон, на основе которого субъекты Российской Федерации принимали свое регулирование.
В результате образовалось достаточно широкое сходство региональных законов между собой, но ряд направлений взаимодействия региональных органов публичной власти и СМО остается нераспространенным в целом по стране.
Тематический правовой обзор систематизирован
по следующим направлениям взаимодействия региональных органов публичной власти и СМО:
- законодательная инициатива СМО в региональных парламентах;
- подготовка СМО доклада о состоянии местного самоуправления в субъекте Российской Федерации;
- участие СМО в подготовке решений о предоставлении муниципальным образованиям средств из региональных бюджетов, подготовке бюджета субъекта Российской Федерации;
- участие СМО в обучении, повышении квалификации
и профессиональной переподготовке муниципальных служащих и работников органов местного самоуправления;
- включение в СМО постоянных представителей органов государственной власти и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации.
Обзор может быть полезен при проработке различных вопросов правового регулирования местного самоуправления
на региональном и муниципальном уровнях.
При подготовке обзора были использованы документы, размещенные в справочно-правовой системе «Гарант».
Просим читателей направлять свои предложения
по дальнейшим тематикам обзоров по электронной почте okmo.rf@mail.ru.
Наличие у СМО права законодательной инициативы
в законодательном органе субъекта Российской Федерации
Советы представляют собой важный организационный механизм межмуниципального сотрудничества, в ходе которого формируется консолидированная экспертная позиция муниципального сообщества региона. В дальнейшем она может преобразовываться в законодательную инициативу, что ставит
на повестку дня вопрос о наделении СМО правом законодательной инициативы.
В ряде регионов право законодательной инициативы СМО напрямую закреплены в основных законах (конституциях, уставах) субъектов Российской Федерации:
- Республика Мордовия;
- Забайкальский край;
- Камчатский край;
- Пермский край;
- Ставропольский край;
- Москва;
- Волгоградская область;
- Воронежская область;
- Иркутская область;
- Калининградская область;
- Калужская область;
- Кемеровская область – Кузбасс;
- Курганская область;
- Магаданская область;
- Московская область;
- Новгородская область;
- Оренбургская область;
- Орловская область;
- Самарская область;
- Тамбовская область;
- Томская область;
- Ульяновская область;
- Чукотский автономный округ.
Подготовка СМО доклада о состоянии местного самоуправления в субъекте Российской Федерации
Коммуникационная составляющая в деятельности Советов позволяет обобщать самые различные данные о состоянии местного самоуправления, вырабатывать правотворческие
и программные предложения. Закрепление в законе субъекта Российской Федерации подготовки СМО таких докладов позволяет обеспечить дальнейший их учет в работе региональных органов публичной власти.
Данное направление работы СМО уже закреплено в законах следующих субъектов Российской Федерации:
- Республика Башкортостан;
- Республика Ингушетия;
- Кабардино-Балкарская Республика;
- Карачаево-Черкесская Республика;
- Республика Марий Эл;
- Республика Северная Осетия – Алания;
- Республика Тыва;
- Забайкальский край;
- Краснодарский край;
- Архангельская область;
- Белгородская область;
- Волгоградская область;
- Воронежская область;
- Иркутская область;
- Калужская область;
- Московская область;
- Нижегородская область;
- Новосибирская область;
- Саратовская область.
Участие СМО в подготовке региональных бюджетов
и решений о предоставлении муниципальным образованиям средств из региональных бюджетов
Потенциал СМО как участника системы публично-властных отношений состоит в представительстве интересов муниципальных образований, среди которых определяющим является поддержание бюджетной стабильности и достаточности межбюджетного финансирования для решения вопросов местного значения, реализации проектов и программ на местах.
Законами следующих субъектах Российской Федерации СМО наделены правом участия в разработке регионального бюджета или проведения его экспертизы, определении объемов межбюджетных трансфертов и финансовой помощи муниципальным образованиям:
- Республика Алтай;
- Республика Ингушетия;
- Кабардино-Балкарская Республика;
- Республика Калмыкия;
- Карачаево-Черкесская Республика;
- Республика Северная Осетия – Алания;
- Республика Татарстан;
- Республика Хакасия;
- Чеченская Республика;
- Приморский край;
- Архангельская область;
- Иркутская область;
- Калининградская область;
- Кировская область;
- Костромская область;
- Нижегородская область;
- Новгородская область;
- Пензенская область;
- Тамбовская область;
- Тверская область.
Участие СМО в обучении, повышении квалификации
и профессиональной переподготовке муниципальных служащих и работников органов местного самоуправления
Экспертный, коммуникационный и представительский опыт СМО позволяет рассматривать их как важный источник знаний, имеющих практическое значение для работы в органах местного самоуправления. Привлечение СМО к реализации образовательных программ для муниципальных служащих
и работников позволяет обеспечить широкое внедрение эффективных практик муниципального управления,
а также привлекать опытных муниципальных экспертов
в образовательную деятельность.
Данное направление работы СМО урегулировано
в законах следующих субъектов Российской Федерации:
- Республика Бурятия;
- Республика Дагестан;
- Республика Ингушетия;
- Кабардино-Балкарская Республика;
- Карачаево-Черкесская Республика;
- Республика Крым;
- Республика Марий Эл;
- Республика Мордовия;
- Республика Северная Осетия – Алания;
- Республика Хакасия;
- Чеченская Республика;
- Алтайский край;
- Краснодарский край;
- Пермский край;
- Ставропольский край;
- Архангельская область;
- Астраханская область;
- Белгородская область;
- Владимирская область;
- Калужская область;
- Костромская область;
- Липецкая область;
- Новгородская область;
- Новосибирская область;
- Псковская область;
- Саратовская область;
- Свердловская область;
- Тамбовская область;
- Томская область;
- Ярославская область;
- Ненецкий автономный округ;
- Еврейская автономная область.
Направление в СМО постоянных представителей государственной власти субъектов Российской Федерации
Коммуникационная и представительская деятельность СМО нуждается в наличии эффективного канала обратной связи
между государственной властью региона и Советом. Обеспечить преемственность и стабильность такой связи может определение специальных ответственных лиц – представителей глав субъектов, региональных правительств и парламентов в СМО, действующих на постоянной основе. Такое представительство отражено
в законах следующих субъектов Российской Федерации:
- Республика Адыгея;
- Республика Алтай;
- Республика Бурятия;
- Республика Дагестан;
- Республика Ингушетия;
- Кабардино-Балкарская Республика;
- Карачаево-Черкесская Республика;
- Республика Крым;
- Республика Саха (Якутия);
- Республика Северная Осетия – Алания;
- Республика Татарстан;
- Республика Тыва;
- Удмуртская Республика;
- Чеченская Республика;
- Алтайский край;
- Забайкальский край;
- Краснодарский край;
- Пермский край;
- Ставропольский край;
- Хабаровский край;
- Москва;
- Амурская область;
- Архангельская область;
- Астраханская область;
- Брянская область;
- Владимирская область;
- Волгоградская область;
- Воронежская область;
- Калининградская область;
- Калужская область;
- Кировская область;
- Костромская область;
- Ленинградская область;
- Московская область;
- Мурманская область;
- Нижегородская область;
- Новгородская область;
- Новосибирская область;
- Омская область;
- Оренбургская область;
- Рязанская область;
- Самарская область;
- Сахалинская область;
- Свердловская область;
- Томская область;
- Тульская область;
- Челябинская область;
- Ненецкий автономный округ;
- Ханты-Мансийский автономный округ – Югра;
- Чукотский автономный округ.
Отдельные примечательные формы взаимодействия советов муниципальных образований и органов государственной власти субъектов Российской Федерации
В субъектах Российской Федерации в специальных законах, ставших предметом настоящего обзора или других законах
в области местного самоуправления обнаруживаются примечательные формы взаимодействия Советов и региональных органов власти, которые являются единичными, но имеют большое значение для дальнейшего развития правового статуса СМО.
Так, в Оренбургской области стаж работы в СМО засчитывается в стаж государственной или муниципальной службы, в Курганской области законодательно установлено привлечение Совета к участию в подведении итогов регионального этапа Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика», а в Республиках Ингушетия и Мордовия, Пермском
и Ставропольском краях, Астраханской области установлено,
что информация о деятельности СМО размещается
на официальных сайтах региональных органов власти.
Приглашаем читателей сообщать в Общероссийский Конгресс муниципальных образований о малораспространенных и примечательных практиках правового регулирования деятельности СМО в ваших субъектах Российской Федерации.
Перечень специальных законов субъектов Российской Федерации в сфере взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации
- Закон Республики Адыгея от 07.07.2010 № 360
«О полномочиях органов государственной власти Республики Адыгея по взаимодействию с ассоциацией «Совет муниципальных образований Республики Адыгея»; - Закон Республики Алтай от 31.05.2010 № 17-РЗ
«О взаимодействии органов государственной власти Республики Алтай с ассоциацией «Совет муниципальных образований Республики Алтай»; - Закон Республики Башкортостан от 03.04.2019 № 87-з
«О полномочиях органов государственной власти Республики Башкортостан по взаимодействию с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Республики Башкортостан»; - Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 207-V
«О полномочиях органов государственной власти Республики Бурятия по взаимодействию с Советом муниципальных образований Республики Бурятия»; - Закон Республики Дагестан от 11.11.2014 № 80
«О полномочиях органов государственной власти Республики Дагестан по взаимодействию с ассоциацией «Совет муниципальных образований Республики Дагестан»; - Закон Республики Ингушетия от 24.12.2012 № 48-РЗ
«О взаимодействии органов государственной власти Республики Ингушетия с Советом муниципальных образований Республики Ингушетия»; - Закон Кабардино-Балкарской Республики от 29.07.2009 № 46-РЗ «О взаимодействии органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики с советом муниципальных образований Кабардино-Балкарской Республики»;
- Закон Карачаево-Черкесской Республики от 25.06.2013 № 30-РЗ «О взаимодействии органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики с Советом муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики»;
- Закон Республики Карелия от 27.05.2019 № 2373-ЗРК
«О полномочиях органов государственной власти Республики Карелия по взаимодействию с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Республики Карелия»; - Закон Республики Коми от 29.03.2010 № 14-РЗ
«О некоторых вопросах взаимодействия органов государственной власти Республики Коми с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Республики Коми»; - Закон Республики Крым от 27.03.2017 № 370-ЗРК/2017
«О полномочиях органов государственной власти Республики Крым по взаимодействию с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Республики Крым»; - Закон Республики Мордовия от 20.11.2012 № 85-З
«О полномочиях органов государственной власти Республики Мордовия по взаимодействию с Советом муниципальных образований Республики Мордовия»; - Закон Республики Саха (Якутия) от 30.05.2006 345-З
№ 701-III «О взаимодействии органов государственной власти Республики Саха (Якутия) с Советом муниципальных образований Республики Саха (Якутия) - ассоциацией межмуниципального сотрудничества»; - Закон Республики Северная Осетия-Алания от 17.04.2013 № 12-РЗ «О полномочиях органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания по взаимодействию
с Советом муниципальных образований Республики Северная Осетия-Алания»; - Закон Республики Татарстан от 15.11.2013 № 92-ЗРТ
«О взаимодействии органов государственной власти Республики Татарстан с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Республики Татарстан»; - Закон Республики Тыва от 26.12.2012 № 1714 ВХ-1
«О взаимодействии органов государственной власти Республики Тыва с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Республики Тыва»; - Закон Удмуртской Республики от 03.12.2013 № 81-РЗ
«О полномочиях органов государственной власти Удмуртской Республики по взаимодействию с Ассоциацией развития
и поддержки местного самоуправления «Совет муниципальных образований Удмуртской Республики»; - Закон Республики Хакасия от 01.07.2011 № 63-ЗРХ
«О полномочиях органов государственной власти Республики Хакасия по взаимодействию с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Республики Хакасия»; - Закон Чеченской Республики от 18.06.2012 № 10-РЗ
«О полномочиях органов государственной власти Чеченской Республики по взаимодействию с Советом муниципальных образований Чеченской Республики»; - Закон Алтайского края от 02.04.2010 № 22-ЗС
«О полномочиях органов государственной власти Алтайского края по взаимодействию с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Алтайского края»; - Закон Камчатского края от 23.06.2009 № 295
«О полномочиях органов государственной власти Камчатского края по взаимодействию с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Камчатского края»; - Закон Краснодарского края от 05.04.2010 № 1941-КЗ
«О взаимодействии органов государственной власти Краснодарского края с ассоциацией «Совет муниципальных образований Краснодарского края»; - Закон Пермского края от 10.02.2010 № 577-ПК
«О полномочиях органов государственной власти Пермского края по взаимодействию с Советом муниципальных образований Пермского края»; - Закон Приморского края от 13.08.2013 № 245-КЗ
«О полномочиях органов государственной власти Приморского края по взаимодействию с Советом муниципальных образований Приморского края»; - Закон Ставропольского края от 08.07.2010 № 59-кз
«О полномочиях органов государственной власти Ставропольского края по взаимодействию с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Ставропольского края»; - Закон Хабаровского края от 23.12.2009 № 296
«О полномочиях органов государственной власти Хабаровского края по взаимодействию с Советом муниципальных образований Хабаровского края»; - Закон Амурской области от 03.03.2010 № 311-ОЗ
«О полномочиях органов государственной власти Амурской области по взаимодействию с ассоциацией «Совет муниципальных образований Амурской области»; - Закон Архангельской области от 21.12.2010 № 240-18-ОЗ «О полномочиях органов государственной власти Архангельской области по взаимодействию с ассоциацией «Совет муниципальных образований Архангельской области»;
- Закон Астраханской области от 02.06.2010 № 27/2010-ОЗ «О полномочиях органов государственной власти Астраханской области по взаимодействию с Ассоциацией (Советом) муниципальных образований Астраханской области»;
- Закон Белгородской области от 04.06.2009 № 279
«О взаимодействии органов государственной власти Белгородской области с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Белгородской области»; - Закон Брянской области от 03.11.2010 № 91-З
«О полномочиях органов государственной власти Брянской области по взаимодействию с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Брянской области»; - Закон Владимирской области от 05.06.2009 № 46-ОЗ
«О полномочиях органов государственной власти Владимирской области по взаимодействию с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Владимирской области»; - Закон Волгоградской области от 13.05.2010 № 2045-ОД
«О полномочиях органов государственной власти Волгоградской области по взаимодействию с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Волгоградской области»; - Закон Вологодской области от 30.10.2012 № 2894-ОЗ
«О полномочиях органов государственной власти Вологодской области по взаимодействию с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Вологодской области»; - Закон Воронежской области от 13.07.2009 № 100-ОЗ
«О полномочиях органов государственной власти Воронежской области по взаимодействию с Советом муниципальных образований Воронежской области»; - Закон Ивановской области от 07.07.2017 № 55-ОЗ
«О взаимодействии органов государственной власти Ивановской области с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Ивановской области»; - Закон Иркутской области от 08.12.2009 № 93/59-оз
«О полномочиях органов государственной власти Иркутской области по взаимодействию с советом муниципальных образований Иркутской области»; - Закон Калининградской области от 02.10.2013 № 258
«О взаимодействии органов государственной власти Калининградской области с ассоциацией «Совет муниципальных образований Калининградской области»; - Закон Калужской области от 28.03.2012 № 268-ОЗ
«О полномочиях органов государственной власти Калужской области по взаимодействию органов государственной власти Калужской области с советом муниципальных образований Калужской области»; - Закон Кемеровской области от 14.12.2010 № 135-ОЗ
«О взаимодействии органов государственной власти Кемеровской области с Советом муниципальных образований Кемеровской области»; - Закон Кировской области от 30.07.2009 № 403-ЗО
«О взаимодействии органов государственной власти Кировской области с ассоциацией «Совет муниципальных образований Кировской области»; - Закон Костромской области от 07.07.2010 № 642-4-ЗКО «О взаимодействии органов государственной власти Костромской области с Советом муниципальных образований Костромской области»;
- Закон Курганской области от 03.11.2010 № 71
«О взаимодействии органов государственной власти Курганской области с ассоциацией «Совет муниципальных образований Курганской области»; - Закон Курской области от 15.09.2009 № 77-ЗКО
«О взаимодействии органов государственной власти Курской области с Советом муниципальных образований Курской области»; - Областной закон Ленинградской области от 04.02.2011 № 1-оз «О полномочиях органов государственной власти Ленинградской области по взаимодействию с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Ленинградской области»;
- Закон Магаданской области от 19.07.2011 № 1404-ОЗ
«О полномочиях органов государственной власти Магаданской области по взаимодействию с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Магаданской области»; - Закон Московской области от 24.12.2010 № 180/2010-ОЗ «О полномочиях органов государственной власти Московской области по взаимодействию с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Московской области»;
- Закон Мурманской области от 09.07.2010 № 1254-01-ЗМО «О взаимодействии органов государственной власти Мурманской области с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Мурманской области»;
- Закон Нижегородской области от 31.03.2010 № 60-З
«О полномочиях органов государственной власти Нижегородской области по взаимодействию с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Нижегородской области»; - Областной закон Новгородской области от 01.07.2009 № 558-ОЗ «О взаимодействии органов государственной власти Новгородской области с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Новгородской области»;
- Закон Новосибирской области от 07.11.2011 № 133-ОЗ
«О полномочиях органов государственной власти Новосибирской области по взаимодействию с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Новосибирской области»; - Закон Омской области от 06.11.2015 № 1800-ОЗ
«О взаимодействии органов государственной власти Омской области с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Омской области»; - Закон Оренбургской области от 29.09.2010
№ 3837/899-IV-ОЗ «О взаимодействии органов государственной власти Оренбургской области с Советом (ассоциацией) муниципальных образований Оренбургской области»; - Закон Орловской области от 08.05.2015 № 1787-ОЗ
«О полномочиях органов государственной власти Орловской области по взаимодействию органов государственной власти Орловской области с Советом муниципальных образований Орловской области»; - Закон Пензенской обл. от 30.06.2010 № 1918-ЗПО
«О полномочиях органов государственной власти Пензенской области по взаимодействию с Советом муниципальных образований Пензенской области»; - Закон Псковской области от 06.10.2010 № 998-оз
«О полномочиях органов государственной власти Псковской области по взаимодействию с Советом муниципальных образований Псковской области»; - Закон Рязанской области от 29.12.2010 № 171-ОЗ
«О полномочиях органов государственной власти Рязанской области по взаимодействию с Советом муниципальных образований Рязанской области»; - Закон Самарской области от 03.10.2013 № 82-ГД
«О полномочиях органов государственной власти Самарской области по взаимодействию с Советом муниципальных образований Самарской области»; - Закон Саратовской области от 28.04.2010 № 66-ЗСО
«О взаимодействии органов государственной власти Саратовской области с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Саратовской области»; - Закон Сахалинской области от 10.02.2011 № 8-ЗО
«О полномочиях органов государственной власти Сахалинской области по взаимодействию с советом муниципальных образований Сахалинской области»; - Закон Свердловской области от 25.04.2013 № 42-ОЗ
«О полномочиях органов государственной власти Свердловской области по взаимодействию с Советом муниципальных образований Свердловской области»; - Закон Смоленской области от 28.02.2011 № 2-з
«О полномочиях Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области по взаимодействию Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Смоленской области»; - Закон Тверской области от 09.06.2009 № 46-ЗО
«О полномочиях органов государственной власти Тверской области по взаимодействию с Советом муниципальных образований Тверской области»; - Закон Томской области от 07.09.2009 № 169-ОЗ
«О взаимодействии органов государственной власти Томской области с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Томской области»; - Закон Тульской области от 25.02.2010 № 1409-ЗТО
«О полномочиях органов государственной власти Тульской области по взаимодействию с Советом муниципальных образований Тульской области»; - Закон Ульяновской области от 04.06.2013 № 79-ЗО
«Об определении полномочий органов государственной власти Ульяновской области по взаимодействию органов государственной власти Ульяновской области с Советом муниципальных образований Ульяновской области»; - Закон Челябинской области от 27.11.2014 № 65-ЗО
«О полномочиях органов государственной власти Челябинской области по взаимодействию с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Челябинской области»; - Закон Ярославской области от 21.05.2013 № 18-з
«О взаимодействии органов государственной власти Ярославской области с Советом муниципальных образований Ярославской области»; - Закон Еврейской автономной области от 23.12.2009
№ 673-ОЗ «О полномочиях органов государственной власти Еврейской автономной области по взаимодействию
с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Еврейской автономной области»; - Закон Чукотского автономного округа от 09.12.2010 № 120-ОЗ «О полномочиях органов государственной власти Чукотского автономного округа по взаимодействию с Советом муниципальных образований Чукотского автономного округа»;
- Закон Ямало-Ненецкого автономного округа
от 18.12.2009 № 101-ЗАО «О взаимодействии органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа с Советом муниципальных образований Ямало-Ненецкого автономного округа».
Файлы:
+7 (3952) 20-40-99, 20-43-27
amioirk@list.ru
{{ month.name }} {{ month.year }}