Проект закона Иркутской области «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите

08 июня 2010

Председателю Законодательного Собрания Иркутской области

Л.М. Берлиной

Уважаемая Людмила Михайловна!

Проект закона Иркутской области «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, по договорам социального найма в Иркутской области» (далее - законопроект), рассмотрен во всех муниципальных образованиях Иркутской области.

По законопроекту имеется ряд принципиально важных замечаний и предложений, в том числе:

1.  Законопроект предполагает наделение органов местного самоуправления  муниципальных районов и городских округов полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа.

Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Рассматриваемым законопроектом предполагается передача областных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, по договорам социального найма, муниципальным районам и городским округам.

  Вместе с тем, согласно статье 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, Закону Иркутской области от 17 декабря 2008 года № 127-оз «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма» учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в т.ч. и категории граждан, определенных законом субъекта Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований. 

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14, пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении, городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, отнесены к вопросам местного значения поселения и городского округа.

В целях решения данного вопроса местного значения в собственности поселений и городских округов находится жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.

Учитывая одинаковую правовую природу полномочий, передаваемых в соответствии с законопроектом, и указанных вопросов местного значения, принимая во внимание, что учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления поселений и городских округов, необходимо   скорректировать  проект  закона, предусмотрев передачу полномочий указанным органам местного самоуправления и исключить указание на органы местного самоуправления муниципального района.

В  соответствии с Федеральными законами от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» социальная поддержка, в том числе установление дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), отнесены к полномочиям и расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Министерстве социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - Министерство), утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 18 сентября 2009 года № 261/40-пп, Министерство непосредственно и (или) через территориальные управления министерства выявляет детей, оставшихся без попечения родителей, решает вопросы закрепления за ними жилых помещений, ведет учет таких детей, организует предоставление мер социальной поддержки детям-сиротам, решает вопросы предоставления жилых помещений для отдельных категорий граждан.

Таким образом, в настоящее время в Иркутской области сформирована и функционирует сеть территориальных органов социальной защиты Иркутской области, располагающих информацией о количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеющих наработанную практику по учету граждан для предоставления жилых помещений, а также по предоставлению таких помещений.

В связи с этим, полагаем нецелесообразным наделение органов местного самоуправления муниципального района и городского округа полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, и предлагаем возложить реализацию данных функций на территориальные управления Министерства.

2. Законопроект устанавливает, что средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, устанавливается главой муниципального образования. Вместе с тем, такие полномочия органов местного самоуправления федеральными законами не предусмотрены.

3. В соответствии со статьей 132 Конституцией Российской Федерации, статьей 19 Федерального закона № 131-ФЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Таким образом, в расчет субвенций, передаваемых органам местного самоуправления на реализацию переданных государственных полномочий, должны быть включены денежные средства на финансирование всех расходов органов местного самоуправления, возникающих в связи с их передачей.

Вместе с тем, из Расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Иркутской области областных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,, жилыми помещениями по договорам социального найма, в Иркутской области (далее - Расчет) (приложение 2 к законопроекту) усматривается, что в состав расходов на реализацию переданных полномочий включены расходы на приобретение жилья и на обеспечение осуществления государственных полномочий, при этом состав таких расходов не конкретизирован.

В целях недопущения нецелевого использования финансовых средств, предоставляемых из областного бюджета на осуществление государственных полномочий, а также нецелевого использования материальных ресурсов, предоставляемых за счет средств области, предлагаю расшифровать, что включают в себя расходы на обеспечение осуществления государственных полномочий.

Кроме того, полагаем, что в силу приведенных требований федерального законодательства в расчет субвенций на осуществление переданных полномочий должны быть включены помимо расходов на приобретения жилья денежные средства на оплату труда муниципальных служащих, непосредственно привлекаемых к реализации переданных полномочий, на компенсацию материальных затрат  необходимых для осуществления государственных полномочий (расходование на оргтехнику и ее обслуживание, расходы на канцтовары, оплату работ и услуг по содержанию помещения уполномоченного органа и коммунальных услуг, приобретение  мебели и др.), на осуществление работы по определению средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилого помещения, а также на содержание приобретенных в муниципальную собственность жилых помещений и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, если данное имущество является квартирой (в порядке реализации прав собственника в отношении данного имущества).

5. Рассматриваемым законопроектом не учитывается возможность наличия у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, своих семей: супруги (супруга) и ребенка (детей). Необходимо доработать законопроект с учетом членов семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

6. Учитывая, что обеспечение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и  лиц из их числа жилыми помещениями является расходным обязательством субъектов Российской Федерации,  в целях защиты законных прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа, предлагаем дополнить законопроект положением о распространении его действия на финансирование исполнения решений судов о возложении на органы местного самоуправления обязанностей по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан, в том числе вынесенных до его вступления в силу.

 

Исполнительный директор

С.Ф. Гнатко

Приложения:


Также в этом разделе:

Проект закона Иркутской области «О внесении изменений в Закон Иркутской области «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты»

10 июня 2010
Прошу вас в срок до 17.06.2010 г. направить замечания и предложения по указанному законопроекту в исполнительную дирекцию Ассоциации

Проект закона Иркутской области «Об областной государственной поддержке общественных объединений и социально ориентированных некоммерческих организаций»

30 июня 2010
Просим Вас рассмотреть указанный проект закона и направить свои предложения и замечания в адрес Исполнительной дирекции

Итоговый документ Всероссийского Форума сельских поселений

30 июня 2010
Просим рассмотреть данный документ на заседаниях Дум и направить предложения и замечания в адрес Исполнительной дирекции для обобщения и выработки соответствующих рекомендаций органам государственной власти Иркутской области

Заключение соглашений о взаимодействии между министерством экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области и органом местного самоуправления Иркутской области по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Иркутской об

04 июня 2010
Просим Вас рассмотреть типовую форму Соглашения и направить свои предложения и замечания в адрес Исполнительной дирекции

Проект закона Иркутской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года»

03 июня 2010
Просим Вас рассмотреть указанный проект закона и направить свои предложения и замечания в адрес Исполнительной дирекции в срок до 15 июня 2010 года

Информация об опыте работы администрации муниципального образования «город Черемхово» по развитию территориального общественного самоуправления

31 мая 2010

  +7 (3952) 20-40-99, 20-43-27
  amioirk@list.ru

Методический кабинет

 

Календарь событий

 

© 2004-2024 НО «Ассоциация муниципальных образований Иркутской области»

Некоммерческая организация «Ассоциация муниципальных образований Иркутской области» в соответствии со ст. 8, 66 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является советом муниципальных образований Иркутской области. Некоммерческая организация «Ассоциация муниципальных образований Иркутской области» создана в результате преобразования некоммерческой общественной организации «Ассоциация мэров городов и районов Иркутской области».